Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лысогорская М.В




ПОДРОСТКОВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический институт Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

[email protected]

Подросток в настоящее время вынужден сталкиваться с рядом проблем, связанных как с протеканием пубертатного кризиса, так и со спецификой социально-экономических и духовно-нравственных явлений современного общества. Как известно, пубертатный кризис определен физиологическими и социально-психологическими процессами и может быть представлен, по нашему мнению, в трех обобщенных понятиях: самостоятельность, самоутверждение, самореализация.

Тенденция к самостоятельности часто провоцирует подростка на конфликты со значимыми взрослыми: родителями, педагогами, воспитателями. Потребность в самоутверждении обычно проявляется в области взаимодействия со сверстниками. Тенденции к самореализации наиболее ярко выражаются в социуме. Все эти процессы развиваются на фоне экономической и социальной нестабильности, разнополярности духовно-нравственных ориентиров, что провоцирует возникновение и обострение различного рода негативных тенденций: рост депрессивных состояний, криминальные эксцессы, повышение напряженности и агрессивности. В подростковой среде как в зеркале наиболее четко и ярко отражаются «больные места» общественной жизни.

Особенности личности подростков с проблемами в развитии еще больше усложняют и отягощают данные явления. Именно поэтому следует уделить особое внимание разработке и реализации психологического сопровождения учебно-воспитательных программ для таких детей.

Хотелось бы поделиться опытом апробирования одной из таких программ – подростковое творческое объединение «Новая волна». Созданию этого объединения предшествовала индивидуальная работа с подростками со сверхнормативным развитием (дети, одаренные в художественной сфере, с гуманитарной направленностью способностей). Они направлялись к психологу по обращениям родителей или педагогов. Чаще всего проблемами таких детей было: нежелание посещать школу, конфликты со сверстниками, заниженная самооценка, тревожность, депрессивный фон настроения.

В ходе психологической диагностики выявилось, что яркая индивидуальность подростков с проблемами развития вызывала часто агрессию и неприятие со стороны одноклассников. Длительные нерешенные конфликты провоцировали развитие депрессивных состояний, неврозов, страхов, тревожности и как следствие – отказ от посещения школы, уход в себя или внешкольные сообщества, такие, например, как дворовые компании.

Индивидуальная коррекция таких подростков была направлена на нейтрализацию эмоционального напряжения, развитие уверенности, формирование адекватной самооценки, обучение навыкам общения. Использовались коррекционные методики поведенческой терапии, психосинтеза, телесно-ориентированной терапии, арттерапии. Индивидуальная коррекция дала определенные положительные результаты, но они больше касались личностных проблем ребенка. Однако существующие сложности подростка во взаимоотношениях с окружающими требовали использования групповых форм психокоррекции. Для этой цели было создано подростковое творческое объединение и разработаны конкретные механизмы развития социализации, формирования способов адаптации взрослеющих детей к реалиям современного общества. Данное объединение должно стать, по нашему мнению, своеобразной психологической лабораторией, способствующей решению многих насущных вопросов инклюзивного образования, творческой и эффективной самореализации ребенка. Психологическими инструментариями этой работы стали общественно-полезная деятельность, общение в интересной, творческой атмосфере, занятие важным и полезным делом. В рамках данного объединения, которое подростки назвали «Новая волна», существуют различные формы психокоррекции: клубы по интересам, тренинги, индивидуальные психологические программы, например, формирование стрессоустойчивости, развитие самооценки, профилактика и преодоление страхов и т.д.). Здесь подросток учится организовывать для себя интересное и творческое времяпровождение, решать личные проблемы, получает ответы на животрепещущие вопросы.

Также на базе объединения «Новая волна» работает молодежная редакция журнала «Find a Way» («Найди свой путь»). Коллектив редакции состоит только из подростков. Они сами определяют тематическую направленность каждой статьи, собирают и корректируют материал, создают рисунки и фотографии. Различные виды деятельности и многообразные функции, выполняемые подростками на базе редакции журнала, позволяют найти дело, для каждого и объединить большое количество детей. В редакции работают редакторы, корреспонденты, журналисты, художники, дизайнеры, агенты по распространению и т.д.

Куратором молодежного журнала стала редакция психологического научно-популярного журнала «Талисман души» (журнал о счастье, здоровье, любви), созданного практическими психологами Центра «РОСТ». Таким образом, происходит методическое руководство и осуществляется общая направленность работы с подростками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.