Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шинкарева Е.Ю




РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В СВЕТЕ КОНВЕНЦИИ ООН «О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ»

Поморский государственный университет, г. Архангельск, Россия

lena.shinkareva@pomorsu.ru

 

В 2008 году вступила в силу, набрав необходимое число ратификаций, Конвенция ООН «О правах инвалидов». К началу осени этого года Конвенцию подписали 130 стран, ратифицировали 37. Дополнительный протокол к ней подписали 71 государство, ратифицировали 22 государства[43]. Российская Федерация недавно подписала Конвенцию, но пока ее не ратифицировала, соответственно для России она не является обязательным документом. Несмотря на это, присоединение к ней значительного числа наций (которое к тому же увеличивается) способствует приобретению нормами Конвенции статуса общепризнанных принципов и норм международного права, которые согласно статье 15 Конституции РФ являются частью правовой системы России. Формирование принципов и норм международного права, в том числе и в области прав человека, - процесс длительный и сложный. Нельзя утверждать, что с подписанием международного договора определенным количеством государств его нормы автоматически приобретают статус общепризнанных принципов, в том числе для стран, не подписавших этот документ. Важную роль в процессе формирования таких принципов играет практика государств и признание их в той или иной мере путем включения в национальное законодательство или практику этих положений[44].

В российском праве отсутствуют четкие критерии отнесения норм к общепризнанным принципам и нормам международного права. В то же время, положения Конвенции могут рассматриваться в их соотношении с основами конституционного строя РФ. Российская Федерация провозглашена правовым демократическим государством, для которого права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов (статьи 1, 2, 18 Конституции РФ). Следовательно, положения российского законодательства и правоприменительная практика по своему существу не должны находиться в противоречии с нормами международных актов по правам человека. Как справедливо отмечает И.И. Лукашук, «…правовая система государства должна строиться таким образом, чтобы не только не расходиться с общепризнанными нормами, но и содействовать их реализации… Без этого трудно говорить о правовом государстве» (Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И., 1996, с. 9).

Одним из положений Конвенции, способных оказать заметное влияние на отношения внутри системы образования в России, являются нормы ее статьи 24 «Образование». Признавая право инвалидов на образование на основе равенства без дискриминации, Конвенция вполне конкретно определяет меры по обеспечению этого равенства, которые можно свести к следующему:

1) инвалиды должны иметь доступ к качественному и бесплатному инклюзивному начальному и среднему образованию в образовательных учреждениях по месту своего жительства;

2) инвалидам должна быть обеспечена необходимая «окружающая среда» с учетом их индивидуальных потребностей. В Конвенции данное понятие названо как «разумное приспособление», включающее широкий круг мер, в том числе адаптацию школьной территории, обеспечение информационной и иной доступности;

3) инвалидам должна предоставляться поддержка, в том числе индивидуальная, для обеспечения эффективного обучения;

4) инвалидам должна быть предоставлена возможность социализации в процессе образования, в то числе посредством обучения азбуке Брайля, альтернативных шрифтов, жестового языка, наиболее подходящих способов и методов общения в обстановке, максимально способствующих освоению знаний и социальному развитию.

Российское государство, несмотря на отсутствие нормативного закрепления понятия и принципов инклюзивного образования, проводит в течение последних лет политику устранения дискриминации в сфере образования в отношении инвалидов. Министерством образования издан ряд правовых актов, нацеленных на создание условий, обеспечивающих включение инвалидов в образовательные учреждения[45].

Понимание и признание необходимости осуществления определенных шагов в обеспечении недискриминации инвалидов в области образования требует соответствующего правового оформления, прежде всего, на законодательном уровне.

Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 5) гарантирует гражданам РФ возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. При этом не гарантировано равенство при получении образования (равенство доступа к системе образования, прежде всего) в зависимости от указанных признаков. Вышеуказанному принципу вполне соответствует создание системы разнообразных специализированных учреждений в сфере образования, в частности, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако является ли обоснованным с точки зрения правового равенства такое разделение? В принципе нет, если система обеспечивает человеку равенство возможностей при поступлении, как в специализированное, так и в общее образовательное учреждение, а также возможность выбора образовательного учреждения. Но практика «специализации» образования для отдельных групп граждан по различным признакам (язык, национальность, состояние здоровья и т.д.) становится дискриминационной в том случае, когда доступность общей системы образовательных учреждений ограничивается в пользу «специальной», а возможность выбора образовательного учреждения для какой-либо социальной группы исключается или ограничивается. В дальнейшем такая «специализация» становится источником дискриминации и в сфере профессионального образования, и в области трудоустройства, и в других отраслях общественной жизни. Достижение баланса «общей» и «специальной» систем учреждений с помощью системы законодательных гарантий прав граждан в области образования, - необходимый этап совершенствования российского законодательства об образовании.

Для принятия правильных и обоснованных законодательных решений необходимо изучать нормы зарубежного законодательства тех государств, где накоплен опыт правового оформления гарантий недискриминации инвалидов (например, США, Великобритании, Скандинавских стран), показавший положительные результаты. Кроме того, нужно провести анализ положений российского законодательства об образовании на предмет наличия дискриминационных положений в отношении инвалидов (а также других социальных групп). А для этого необходимо определить понятие дискриминации в сфере образования по различным признакам, в том числе по признаку состояния здоровья или инвалидности.

Сложившееся в правопонимании понятие «дискриминация» характеризуется такими чертами как необоснованное и неоправданное ограничение действия принципа равенства в отношении граждан по какому-либо признаку, в частности, граждан, обладающих особым состоянием здоровья и способностями к обучению. В европейском правопонимании разновидностью дискриминации также считается одинаковое обращение с людьми, находящимися в разной ситуации. Закрепление принципа равенства и общедоступности образования в законе еще не гарантирует отсутствия дискриминации, ибо при общем правовом гарантировании обучения в образовательном учреждении по месту жительства, фактической гарантии доступности не создается (например, школа рядом с домом, но в здание не попасть на коляске, внутри невозможно свободно передвигаться из-за порогов и узких дверей). Действительное, а не формальное равенство предполагает существование целого комплекса гарантий (финансового, организационного, социального, педагогического характера), которые и должны быть закреплены с помощью правовых норм, вернее – законодательных норм. Только в этом случае можно говорить о равенстве возможностей всех учащихся.

Подписание Россией Конвенции ООН о правах инвалидов является лишь началом длительного процесса перестройки российского законодательства об образовании в целях обеспечения полного и равного доступа к образованию всех граждан РФ. Без создания законодательных гарантий равенства эффективное правовое регулирование, при котором результат будет соответствовать поставленной цели, недостижим.

 

Библиографический список

1. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: Изд-во «Права человека», 1996.

2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» // http://www.un.org/russian/ disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf

3. Общая теория прав человека. - М.: Изд-во НОРМА, 1996.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.