Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Балаково, Саратовская область, Россия




Дрогаченко Л.А., Тюрина Р.Т., Кулагина М.К.

С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИ

КАК ФОРМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Детский сад комбинированного вида № 5 «Умка»,

 

Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией с различной степенью тяжести с учетом особенностей познания окружающего мира детьми, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушениями зрения. В связи с этим одним из основных подходов коррекционной работы является индивидуальный подход.

Основная цель индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога – помощь детям, не усваивающим учебный материал, соответствующий возрастным возможностям.

Выявить уровень развития зрительного восприятия каждого ребенка, посещающего коррекционную группу, позволяет диагностическое обследование. Диагностическое обследование проводится для того, чтобы заранее спрогнозировать возникновение трудностей в усвоении программного материала; определить причины уже имеющихся или намечающихся трудностей и своевременно перейти к их устранению; получить материал для разработки индивидуальной коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе исследования, дает возможность решить вопрос о необходимости, объеме и содержании коррекционной работы по повышению уровня развития зрительного восприятия. Это позволяет наметить, во-первых, пути фронтальной коррекционной работы, во-вторых, средства и содержание индивидуальной работы с каждым ребенком.

После подведения итогов диагностического обследования на заседании психолого–медико–педагогического консилиума решается вопрос о составлении индивидуальной коррекционно-развивающей программы для каждого ребенка (обычно сроком на один год).

Для реализации поставленных программой задач составляется индивидуальный план коррекционной работы (на период до следующего диагностического обследования). В соответствии с планом индивидуальной работы учитель–дефектолог планирует количество индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком в зависимости от уровня развития зрительного восприятия. Кроме этого, учитель–дефектолог обязательно проводит индивидуальные занятия с детьми, которые по тем или иным причинам пропустили плановые подгрупповые или фронтальные занятия или не усвоили программный материал, для того, чтобы избежать возникновения пробелов в знаниях.

Обязательными в индивидуальной работе учителя–дефектолога являются занятия в качестве предшествующей работы для подготовки воспитанника к усвоению более сложного материала. Так, например, при обучении ребенка с нарушением зрения конструированию из объемных фигур необходимость подготовительных занятий диктуется тем, что в зрительном восприятии такого ребенка возможно появление дополнительных трудностей. Кроме того, низкий уровень развития восприятия оказывает отрицательное влияние на психофизическое развитие ребенка и, прежде всего, на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательных навыков и так далее. В таком случае на подготовительном этапе учитель–дефектолог планирует индивидуальные занятия, содержащие игры и упражнения для знакомства с объемными геометрическими фигурами, учит действиям сопоставления, выбору по образцу, вычленению целого из частей, установлению расположения частей относительно друг друга.

Индивидуальные занятия используются также как педагогическое средство для усиления эффекта лечения. Данные о лечении и его сроках необходимы дефектологу для обеспечения эффективной взаимосвязи коррекционно–педагогической и лечебно–восстановительной работы, которая должна включать индивидуальные занятия для повышения остроты зрения.

В календарном плане работы учитель–дефектолог индивидуальные занятия планирует утром во время свободных игр детей (как подготовка к подгрупповому занятию) и после подгрупповых занятий.

Планы индивидуальных занятий фиксируются в дневниках индивидуального сопровождения, которые заводятся на каждого ребенка. В дневнике каждым специалистом отмечается дата проведения индивидуального занятия, его тема, цель и оборудование.

Для закрепления ранее отработанного материала отдельные упражнения и игры со специально подобранной наглядностью учитель–дефектолог предлагает включить воспитателю в его индивидуальную работу. В тетрадь взаимосвязи с воспитателем дефектолог записывает задание для коррекционной работы с отдельными детьми (от трех до шести человек).

При организации индивидуально–коррекционной работы необходимо учитывать офтальмо–гигиенические требования:

- зрительный диагноз;

- нарушение зрительной функции (острота зрения, бинокулярность);

- посадка на занятии (расстояние до рассматриваемого пособия, источник света);

- учет продолжительности зрительной нагрузки (не более 5–7 минут без перерыва).

Подготовка наглядного материала для индивидуальной работы обязательно проводится с учетом зрительных возможностей каждого ребенка:

- предъявляемое изображение должно содержать линии шириной доступной для восприятия (то есть исключить изображения с низким уровнем видения линий, выделить линии фломастером);

- определяются размеры изображенных предметов;

- контраст цветов должен быть доступен для восприятия (сильный: черный – белый, желтый – синий; средний: серый – черный, оранжевый – фиолетовый; слабый: красный – фиолетовый).

Таким образом, индивидуальная коррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.

Практика показывает важнейшую роль индивидуальной коррекционной работы, проводимой с дошкольниками с нарушениями зрения, так как учитываются особенности восприятия окружающего мира каждым отдельным ребенком и их потенциальные возможности. Такая работа помогает достичь хороших результатов в их воспитании и обучении, подготовить к дальнейшему обучению в школе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.