КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мясникова Л.В
ЧЕРЕЗ РАННЮЮ КОРРЕКЦИЮ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Чернышевского, г. Саратов, Россия 903923@saronline.ru По данным главного внештатного детского офтальмолога Министерства здравоохранения Саратовской области рост числа детей с различными формами зрительной патологии, проживающих на территории области, увеличивается. Влияние различных патогенных эндогенных и экзогенных факторов приводит к нарушениям в развитии, изменяет морфологические и функциональные отношения в организме ребенка. В условиях зрительной депривации специфично формируется вся психологическая система, качественно и структурно отличающаяся от психологической системы детей со зрительной нормой. Вместе с тем для понимания возникающих в результате сенсорного дефекта отклонений в развитии ребенка необходимо учитывать, что оно осуществляется по тем же закономерностям, что и в норме. Родители, имеющие детей-инвалидов по зрению раннего возраста, нацелены, в первую очередь, на медицинскую реабилитацию, не понимают важности ранней коррекционной работы с ребенком. В центре внимания семьи стоит уход за ребенком, состояние его физического здоровья, при этом, как правило, недооценивается значимость социально-психологических факторов. Обращение к специалистам и занятия начинаются часто после трехлетнего возраста, когда упущены важные периоды эффективного воздействия на развитие психических процессов ребенка. В представлениях большинства родителей помощь семье должна сводиться к регулярным занятиям ребенка со специалистами. В сочетании с достаточно низким уровнем квалификации специалистов в области ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения такая установка родителей в значительной мере препятствует развитию комплексной помощи семье. Зачастую родители склонны пассивно принимать трудную жизненную ситуацию, в которой оказалась их семья, не предпринимая усилий по поиску помощи и поддержки. Результатом этого становится «выпадение» семей с низким достатком и социальным статусом из поля деятельности социальных служб, усугубление тяжести имеющейся проблемы и состояния ребенка, негативный прогноз его развития и фатальное сужение перспектив (ре)абилитации. Различные подходы к вопросам создания службы раннего сопровождения остаются по большей части теоретическими, подавляющая часть детей получает лишь необходимый уход на дому, а стимулированию их развития не придается большого значения. Учитывая перспективу интеграции детей с нарушением зрения в нормальную общеобразовательную среду, вопрос о равных стартовых возможностях приобретает особую актуальность. Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые годы жизни, это самый интенсивный период развития. Коррекционная работа, начатая в раннем возрасте, приводит к значительной компенсации дефекта, позволяет ребенку достичь качественно иного уровня развития. Известно, что на первом году жизни основой для развития ребенка является развитие сенсомоторных функций, выступающих основой становления психических функций. В этот период важно постоянно стимулировать органы чувств ребенка. Применительно к детям с нарушением зрения приоритетной задачей является компенсация зрительного восприятия. Л.И. Солнцева выделяет три стадии компенсации нарушений зрения в раннем возрасте (Л.И. Солнцева, 2004). Первая стадия компенсации приходится на первый год жизни и основывается на комплексном, полисенсорном характере восприятия. Необходимо стимулировать тактильные ощущения – основу осязательного восприятия. Ребенок с глубоким нарушением зрения отличается малой подвижностью, поэтому нужно формировать правильные двигательные стереотипы. В зависимости от характера зрения необходимо развивать зрительное внимание, формирование слухового восприятия позволит обеспечить активность речевой деятельности ребенка. В 2-3 года закладываются основы психической и речевой деятельности. Нарушения психофизического развития могут замедлить психическое развитие ребенка, нарушить формирование различных навыков. На второй стадии происходит дальнейшее развитие предметности восприятия. «Обходным путем», обусловливающим продвижение ребенка с нарушением зрения в развитии, является опора на активное речевое общение. Третья стадия связана с появлением образов, представлений у детей с тяжелой зрительной патологией. Поэтому так важно в этот период формировать у них наглядно-практические способы познания окружающего мира, обеспечивающие осуществление предметно-практической деятельности и ориентировки. Перцептивная деятельность детей с нарушением зрения отличается специфическими трудностями восприятия, которое характеризуется у них фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Наиболее интенсивное формирование познавательной деятельности происходит в дошкольном возрасте, и это оптимальное время для начала коррекционной работы. Важно как можно раньше выявить степень нарушения зрения и начать психолого-педагогическую коррекцию, чтобы предотвратить вторичные нарушения в развитии, обусловленные структурой дефекта. Реализация этого возможна при условии междисциплинарного подхода. Лечебно-коррекционное воздействие должно сочетаться компенсацией отклонений в развитии психических процессов. Самой эффективной формой работы с семьей, по нашему мнению, является семейно центрированная модель оказания реабилитационных услуг на раннем этапе развития детей со зрительной патологией на дому. При этом работа команды специалистов должна строиться с учетом следующих принципов: - сотрудничество, коллективная работа команды специалистов различных областей; - интерактивный процесс, подразумевающий участие родителей в разработке коррекционно-развивающих программ, ориентация на потребности клиента; - специалисты, входящие в состав междисциплинарной команды, должны обладать навыками выявления первоочередных задач, сбора и обмена информацией, выработки и оценки решений, реализации решений и оценки результатов. Специалисты, работающие с семьей, на первом этапе оказывают психологическую поддержку родителям и членам семьи. Проводится диагностика уровня развития ребенка и составляется коррекционно-развивающая программа. Поскольку этиология, характер и степень тяжести сопутствующих нарушений сильно варьируют, варьируется их воздействие на развитие ребенка, его потребности и выбор методологии обучения, к каждому конкретному ребенку должен применяться строго индивидуальный подход. Коррекционно-развивающая программа разрабатывается совместно с родителями, на основании программы к работе привлекаются узкие специалисты (логопед, ортопед, невролог и т.д.). Родители информируются о методах и средствах педагогического воздействия, прогнозе (офтальмолог), о реабилитационных мероприятиях и перспективах развития ребенка (психолог, тифлопедагог). Используется концепция психолого-педагогического сопровождения семьи, в соответствии с которой специалисты регулярно выходят в семью, консультируют родителей по вопросам компетентного взаимодействия с детьми с тяжелой зрительной патологией. Родители знакомятся с особенностями развития детей с нарушением зрения, обучаются реабилитационным технологиям. Специалисты знакомят родителей с причинами инвалидности, профилактикой заболеваний и методиками реабилитации. Помощь специалистов семье, имеющей ребенка с нарушением зрения, на каждом возрастном этапе обеспечивает восполнение сенсорного опыта, выравнивание психического развития ребенка с тяжелой зрительной патологией, помогает ребенку достичь уровня развития зрячих сверстников доступными для каждого возраста средствами в процессе активной деятельности по адекватному отражению окружающего мира, что, в конечном итоге, облегчает ему интеграцию в образовательную среду наравне со зрячими сверстниками.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |