КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Волгоград, Россия. Волгоградский государственный педагогический университет,
Зубкова В.П. У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Волгоградский государственный педагогический университет, Рассматривая сенсорно-перцептивный компонент эмоциональной сферы ребенка, особое внимание хотелось бы обратить на процесс восприятия ребенком лица человека, так как лицо человека вызывает наиболее раннее зрительное сосредоточение, чему, по мнению Э.А. Александряна, в значительной степени способствует подвижность лица, улыбка, движения глаз, губ. Строение лица - самая характерная особенность человека. Это самый надежный признак, позволяющий отличать его от всех других объектов, а также от других людей. В исследованиях, посвященных изучению эмоциональной сферы младенцев, показана возможность распознавания младенцами лица матери даже в период новорожденности, что объясняется ее особой биологической значимостью. Исследователи отмечают, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев способны отличать знакомые лица от чужих, ласковое и строгое выражение лица. Возможность распознавания младенцами лицевой экспрессии и мимики позволяет им к 2—3 месяцам отличать одно лицо от другого, концентрируя внимание на его деталях. Но для успешного распознавания лицевой экспрессии необходимо нормальное функционирование зрительной системы, которая является неотъемлемой частью сенсорно-перцептивной организации ребенка и позволяет уже в дошкольном возрасте визуализировать весь чувственный опыт. Однако в случае нарушений зрения процесс визуализации чувственного опыта происходит замедленными темпами. Снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию зрительной системы, вследствие чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий. Изучение тифлологической литературы (Головина Т.П., Григорьева Г.В., Земцова М.И., Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Никитина А.В., Плаксина Л.И., Фомичева Л.В., Феоктистова В.А. и др.) позволяет обозначить особенности сенсорно-перцептивного компонента и, в частности, зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, которые определяют особенности эмоционального развития детей данной категории и обусловливают необходимость специальной коррекционной работы по развитию и обогащению эмоциональной сферы детей с нарушением зрения. Как отмечают исследователи, при диффузном восприятии ребенок с нарушением зрения не имеет возможности видеть детали и контуры предметов четко, отчетливо, поэтому затрудняется в различении мимики говорящего, его жестов, поз, мелких движений. Это мешает ему проникнуть в мир эмоций другого человека, увидеть улыбку, одобрительный блеск глаз или недоброжелательность зрячего партнера и т.д., что приводит к отставанию в развитии эмоций. При фрагментарном восприятии из поля зрения выпадают те или иные участки, в нем образуются как бы «пустоты». Ребенок с данным зрительным нарушением нечетко представляет себе, что значит «свести брови» (нахмуриться), широко открыть глаза или прищуриться и т.п. Слабовидящие дети испытывают значительные трудности при вычленении эмоции из конкретной ситуации в силу низкого уровня овладения ими экспрессивно-мимическими средствами [2]. У слабовидящих детей преобладает диффузно-локальный тип восприятия, обусловленный несформированностью перцептивных эталонов тех эмоциональных состояний, которые реже встречаются в повседневной жизни, что затрудняет процесс восприятия внешнего облика других людей [1]. Отсутствие или недостаточность зрительных впечатлений у слепых и слабовидящих детей приводит к нарушению процесса социальной перцепции, понимания окружающих людей и недоразвитию или отсутствию перцептивного компонента эмоций (взаимовосприятие). Как показывает исследование Григорьевой Г.В., имеющиеся у слабовидящих детей зрительные нарушения затрудняют использование экспрессивно-мимических средств выражения эмоций. Как отмечает автор, у детей с глубокими нарушениями зрения адекватное воспроизведение элементов мимики наблюдается в два раза реже, чем у нормально видящих детей [3]. В тоже время, в ходе проведенного нами экспериментального исследования по изучению представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с функциональными расстройствами зрения также выявило особенности сенсорно-перцептивного компонента эмоциональной сферы у детей данной категории. Сравнительные результаты исследования показали, что для детей с амблиопией и косоглазием, так же, как и для нормально видящих, определяющим компонентом экспрессии выступает мимика, однако у детей с функциональными расстройствами зрения мимика более однообразная и невыразительная, что может свидетельствовать о неразвитости у детей с нарушением зрения экспрессивно-мышечного аппарата, а также указывает на трудности обработки получаемой детьми с нарушением зрения сенсорно-перцептивной информации. Проведенное исследование позволило также выявить зависимость использования мимики от модальности эмоционального ряда детьми с амблиопией и косоглазием. Так, наиболее успешно дети с нарушением зрения использовали мимику для демонстрации таких экспрессивно-различимых эмоциональных состояний, как «веселый», «печальный», «сердитый», что может свидетельствовать о более успешном формировании социально-перцептивных эталонов перечисленных эмоций у детей благодаря достаточно высокой различимости экспрессивных проявлений названных эмоций и более успешным их усвоением детьми в эмоционально-индивидуальном опыте. В то время как при демонстрации менее экспрессивно-различимых эмоциональных состояний, таких как «удивленный» и «испуганный» дети с функциональными расстройствами зрения испытывали большие трудности. Таким образом, обозначенные особенности указывают на то, что зрительные нарушения, сужая сенсорно-перцептивные возможности, оказывают отрицательное влияние на адекватное восприятие и отражение экспрессивных проявлений эмоциональных состояний, что затрудняет развитие и обогащение эмоциональной сферы детей со зрительной патологией и требует актуализации тифлопедагогических приемов по активизации экспрессивных средств выражения эмоций у детей с нарушением зрения.
Библиографический список 1. Никулина Г.В. К вопросу восприятия учащимися с нарушенным зрением окружающих людей // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Межвуз. сб. науч. трудов. - Л., 1988. 2. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. - СПб., 2005. 3. Григорьева Г.В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушением зрения. Дисс. … канд. психол. наук. - М., 2000.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |