Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Энгельс, Саратовская область, Россия




Начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 3,

Кутукова Т.В.

Интеграция дошкольников с глубокими нарушениями зрения в условиях детского сада

[email protected]

 

В семье родился слепой ребенок… Осознание этого факта - сильнейший стресс для его близких. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом развитии? Сможет ли малыш нормально развиваться, общаться с другими людьми? Данную проблему в одиночку преодолеть невозможно.

Снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности детей, пониженном настроении и тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять большое внимание физическому, психическому и эмоциональному развитию. Кто поможет таким родителям и их детям?

Система дошкольного воспитания незрячих была разработана Л.И. Солнцевой и М.И. Земцовой в 60-х годах прошлого столетия. Первые детские сады, которые принимали слепых детей, открывались в Москве. Идея, которая лежала в основе теорий и методик, - возможности незрячего человека огромны. Л.С. Выготский утверждал, что слепой человек может достигнуть всего, чего достигает зрячий, но своими способами, своими путями.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения актуальна на сегодняшний день.

В г. Энгельсе Саратовской области появился опыт интеграции незрячих дошкольников в детский коллектив. Для работы с данными детьми привлекаются специалисты различного профиля: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели, медицинские работники, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

В МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 3» г. Энгельса Саратовской области разрабатывается система интеграции детей с глубокими нарушениями зрения и вторичными нарушениями в развитии, которая предполагает создание системы педагогических воздействий, направленных на раскрытие индивидуальных способностей, двигательных возможностей на основе развития компенсаторных процессов, активного взаимодействия с окружающей средой.

В своей деятельности педагоги МОУ № 3 ориентируются на следующие принципы: принцип коррекционно-компенсаторной направленности воспитательно-образовательного процесса; принцип построения коррекционно-компенсаторной работы на основе диагностики; принцип дифференциации и индивидуализации образовательных маршрутов; принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка; принцип здоровьесберегающей направленности; принцип коммуникативной направленности; принцип равноправного партнерства с семьей.

Цели и задачи интеграции:

· адаптация слепого ребенка в коллективе сверстников;

· формирование компенсаторных процессов;

· формирование коммуникативных навыков у ребенка;

· формирование, расширение и обогащение зоны ближайшего развития через совместную деятельность со взрослым;

· формирование ведущих видов деятельности;

· развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы.

Порядок посещения ребенком дошкольной группы осуществляется по графику индивидуальных занятий с педагогом и свободной двигательной активности в группе сверстников. Работа с детьми с глубокими нарушениями зрения осуществляется в игровой форме, предметно-пространственная среда построена с учетом всех модальностей (моторной, тактильной, слуховой, обонятельной). На первом этапе обязательно присутствие родителей в роли активных участников процесса.

Свободная деятельность в группе организуется в связи со свободой выбора предметов для изучения, места для деятельности и свободы общения с другими детьми и взрослыми.

Природа наградила человека кроме зрительных ощущений и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, осязательными. Все это позволяет ребенку компенсировать дефицит информации об окружающем мире. Наши педагоги помогают развивать органы чувств, давая возможность ребенку ощупывать предметы руками, нюхать, пробовать на вкус, слушать. Для этой цели применяются наглядные пособия (настоящие предметы, макеты и т.п.)

Приучая ребенка обследовать предметы, используется способ «вспомогательной и активной руки» (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду). Для стимуляции тактильных ощущений кроме ощупывания ребенком руками мы используем хождение босиком по поверхности различной текстуры. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые, меховые ткани.

Ребенка с глубокими нарушениями зрения необходимо стимулировать к изучению ближайшей окружающей среды на ощупь, развивать мелкую моторику, тем самым создавая хорошие предпосылки для обучения по системе Брайля.

В обучении навыкам самообслуживания педагоги используют два педагогических метода.

1. Всегда, когда это необходимо, помогают ребенку, ставя руки на его руки. Прием «рука на руке»- самый лучший метод обучения ребенка новым навыкам.

2. Рассказывают, что делают, подбирая предельно точные слова с описательным значением.

Одна из важных проблем для слепых - это ориентировка в пространстве. Хорошие элементарные навыки ориентировки (передвижение, ориентировка на собственном теле и пространственная ориентировка) создают основу навыков ориентировки взрослого незрячего человека. Педагоги обучают дошкольников передвигаться по кабинету или групповой комнате самостоятельно с помощью предмета-поводыря (держась за ручку кукольной коляски). На сегодняшний день остается проблема приобретения специального оборудования для обучения (специальные белые трости для дошкольников).

Вариативность новых форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей в ДОУ, которые смогут получить умения и навыки на базе ДОУ, что имеет существенное значение для ранней социализации дошкольников с глубокими нарушениями зрения, преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Библиографический список

1. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.Э. Денискиной. - М.: «Налоговый вестник», 2004.

2. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста.- М.: «Экзамен», 2004.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.