Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сумарокова И.Г




К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА РАННЕЙ КОРРЕКЦИИ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА

Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива», г. Н. Новгород, Россия

[email protected]

Первые три года жизни ребенка, как зрячего, так и с тяжелой зрительной патологией, - период формирования «фундамента» его личности, когда устанавливается тесная связь между ним и родителями, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребенок постигает опыт старших поколений, овладевает навыками познавательной деятельности, с трудом осваиваемыми в более поздний период. Особенно важен этот период для незрячего ребенка, поскольку он должен приспособиться к познанию мира при отсутствии зрительных ощущений. Успешность коррекционной работы зависит от того, насколько полно будут компенсированы дефекты зрения и вытекающие из них последствия. В этой связи отечественные авторы (А.М. Витковская, В.З. Денискина, Г.В Никулина, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) рассматривают процесс развития ребенка в тесной взаимосвязи с формированием компенсации, подчеркивая, что ее успешность зависит от возможно раннего начала коррекционной работы.

Исследуя младенцев с глубоким нарушением зрения, Л.Г. Пластунова пришла к выводу о том, что дети первого года жизни со зрительной патологией различаются не только по биологическим (поражение зрительного анализатора, органическая недостаточность мозга, соматическое состояние), но и социально-психологическим критериям (отрицательный психологический климат в семье, личностные особенности матери ребенка, особенности воспитания и др.). Следовательно, своеобразие развития каждого незрячего ребенка обусловлено как индивидуальными особенностями зрительных нарушений и дополнительными ограничениями здоровья, так и его семейным окружением. Роль родителей в воспитании и развитии незрячего ребенка в раннем возрасте несравнимо больше, чем для видящего ребенка, поэтому одним из ведущих факторов, определяющих адаптационные возможности этих детей, являются родительско-детские отношения.

Важным условием формирования позитивных родительско-детских отношений является адекватное отношение родителей к дефекту зрения у ребенка. Механизм формирования отношения родителей к слепоте ребенка (установки на дефект) мало изучен отечественными и зарубежными психологами. В проведенном на кафедре тифлопсихологии РГПУ им. А.И. Герцена исследовании процесса формирования установки на дефект у взрослых ослепших, делается вывод о том, что наибольшую причастность к формированию этой установки имеет морально-волевой аспект личности, а особенно такое его измерение, как локус контроля. Многолетнее общение с родителями незрячих детей показывает, что отношение к дефекту зрения ребенка также лежит в плоскости индивидуальных личностных особенностей отдельного родителя: в зависимости от преобладания у родителей экстернального или интернального типа поведения, формируются разные установки на инвалидность ребенка. Родители слепых детей с различным локусом контроля требуют дифференцированного подхода в выборе тактики коррекционного воздействия: интернальные родители больше нуждаются в поддерживающей (ре)абилитации, основанной на сотрудничестве и направлении активности родителей в нужное русло; экстернальные – в постоянной стимуляции родительской активности для включения в коррекционный процесс. Родители экстернального типа склонны к проявлению чрезмерной тревожности, они, в большей степени, чем интернальные родители, нуждаются в психотерапевтической помощи, направленной на ее снижение.

Во многих работах, исследующих родительско-детские отношения, подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, Г.А. Ковалев, А.И. Захаров). С одной стороны, негативное родительское отношение может вызвать вторичные нарушения у незрячего ребенка, с другой стороны, патология, а тем более отсутствие зрения у ребенка приводит к различным искажениям родительского отношения к нему. В этой связи особенно значимыми и для ребенка, и для родителей являются эмоциональные контакты, установленные в первые годы жизни ребенка.

Существуют определенные трудности в установлении ранних эмоциональных контактов между родителями и их незрячими младенцами. Поскольку на первом году жизни основным источником информации об окружающем мире является зрение, закономерно, что первые коммуникации младенца с окружающими базируются именно на зрительном восприятии. Для видящего ребенка само лицо человека с первого месяца жизни является важнейшим и сильнейшим впечатлением, а улыбка взрослого стимулирует комплекс оживления у малыша. Незрячие младенцы ведут себя иначе: в ответ на улыбку родителей они могут оставаться безучастными, не выказывать желания и готовности к общению. Нередко незрячий ребенок кажется родителям замкнутым, отстраненным, безучастным, не нуждающимся в контакте со взрослыми. Он слишком не похож на обычных видящих детей. Как ответная реакция на отстраненное поведение ребенка у родителей возникает чувство отчуждения к нему. Этот факт является адекватным ответом родителей на глубокие зрительные нарушения детей и зависит в большей степени от собственного состояния родителей, включая персональное, личностное стрессовое состояние.

Означенные трудности в установлении эмоционального взаимодействия родителей со слепым ребенком ни в коей мере не умаляют значения эмоциональных контактов для развития младенца. Ю.А. Разенкова подчеркивает, что особенно полезными представляются советы по организации ранних форм эмоционального общения с младенцами «группы риска», в том числе с незрячими детьми. Эмоциональное взаимодействие с окружающими дает малышу, лишенному зрения, ощущение комфорта и уверенности, радости жизни. Благополучие протекания эмоционального развития является одним из важнейших условий успешного становления всех сторон психической жизни ребенка. В то же время установление позитивного эмоционального взаимодействия родителей с незрячим ребенком является фундаментом для формирования гармоничных родительско-детских и детско-родительских отношений.

Устанавливая эмоциональные контакты с незрячим ребенком, главная задача родителей «говорить» с ним на понятном для него языке, т.е. заменить визуальные коммуникации тактильными и слуховыми знаками, одинаково доступными для них обоих. Распространенным способом установления ранних эмоциональных контактов родителей и незрячего ребенка служат тактильные и голосовые игры, Одной из форм которых является бэби-массаж. В течение последнего десятилетия зарубежными специалистами в области раннего развития слепых детей (Garcia, Lappin, Roberts, Morrow, Kuhn и др.) проведен ряд исследований, подтверждающих эффективность применения бэби-массажа для стимулирования физического и психического развития незрячего младенца, а также для формирования прочных эмоциональных связей родителей и ребенка.

Как и все другие телесно ориентированные практики, бэби-массаж является активным средством тактильной и кинестетической стимуляции: способствуя формированию у ребенка схемы собственного тела, он активизирует развитие двигательной сферы и позволяет сгладить отставание в физическом развитии незрячих малышей, восполняя пробелы в моторном развитии, появляющиеся вследствие отсутствия обучения по подражанию. Нежные прикосновения рук мамы или папы, их ласковые голоса, обращенные к малышу, стимулируют желание незрячего младенца общаться с родителями, укрепляют его чувство защищенности и привязанности. Массажное воздействие вызывает позитивную эмоциональную реакцию у незрячего ребенка, которая проявляется оживлением, мимикой удовольствия, вокализациями. Ярко выраженная ответная реакция ребенка на массажное воздействие побуждает родителей к эмоциональному отклику.

В процессе бэби-массажа не только формируются первые эмоциональные контакты родителя и ребенка, основанные на доступных для обоих тактильных и слуховых ощущениях, но и зарождается позитивное родительское отношение, которое, являясь важнейшим фактором успешной коррекции незрячего ребенка, поможет ему адаптироваться в современном обществе в течение последующей жизни. Для незрячего ребенка важно, чтобы с первых дней жизни он ощущал себя полноценным человеком и любимым существом. Это ощущение является фундаментом активной жизненной позиции и залогом его успешности в различных видах деятельности. Родители, как никто другой, могут ему в этом помочь своей любовью и верой в успех. В этой связи одна из задач ранней коррекции сформировать у родителей адекватное отношение к дефекту зрения ребенка: не как к жизненной трагедии или злому року, а как к особому обстоятельству жизни, проявляя творческую активность в поиске новых путей развития малыша и продуктивного взаимодействия с ним.

Библиографический список

1. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. Дис. … канд. психол. наук.- М., 1986. С. 67-69.

2. Пластунова Л.Г. Особенности развития детей со зрительными нарушениями первого года жизни. Автореф. дис. … канд. психол. наук.- СПБ.: 2006. 29 с.

3. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. - М.: «Школьная пресса», 2000.

4. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. 1991. №3. С. 88-93.

5. Lappin, G. (2003). Applying infant massage practices with infants with blindness or visual impairment: A qualitative study of caregiver-infant attachment. Unpublished Ph.D. dissertation, Columbia University, New York.

 

 

Помощь незрячему ребенку–инвалиду в ГОУ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.