Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Им. В. Г. Белинского, г. Пенза, Россия. Пензенский государственный педагогический университет




Блохина Л.П.

У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Пензенский государственный педагогический университет

[email protected]

 

Огромное значение в процессе формирования социального здоровья молодежи и, в первую очередь, детей с ограниченными возможностями, имеет профессиональное самоопределение, трудовое становление обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах, организация профессиональной подготовки учащихся старших классов и получение ими профессионального образования и профессии, гарантирующее трудоустройство. Отсутствие возможности получения начальной профессиональной подготовки (соответствующей рабочей специальности) для детей с ограниченными возможностями является одной из причин социальной стратификации.

Работа по теоретическим и практическим вопросам формирования социального здоровья, роли трудового и профессионального обучения неслышащих школьников, их социализации, жизненном самоопределении является актуальной, что и послужило точкой отсчета для нашего исследования.

Объектом исследования является социальная мобильность детей с ограниченными возможностями, получивших соответствующие профессиональные навыки в трансформирующемся обществе.

Предмет исследования – процесс овладения детьми с ограниченными возможностями (глухие и слабослышащие) естественнонаучными знаниями и умениями в ходе учебно-трудовой и профессиональной подготовки.

Целью данного проекта является разработка авторской социолого-педагогической концепции социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в современных социообразовательных учреждениях на основе научно-теоретических разработок, практических исследований и реализации концепции становления трудовой и профессиональной подготовки учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов.

Адаптационная способность человека, особенно людей с ограниченными возможностями – один из важнейших показателей социального здоровья. Хроническая стрессовая ситуация может быть обусловлена активной социальной стратификацией общества. Социальная адаптированность, социальное благополучие – вот важные критерии здоровья для любой категории граждан.

Изучение проблемы становления трудовой и профессиональной подготовки учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов как основы социальной мобильности, особенностей профессионального выбора неслышащих выявило его зависимость от социально-экономического и культурно-образовательного потенциала региона.

В Пензенской области выпускники школ для детей с нарушением слуха приобретают специальности, обучаясь либо непосредственно в ГУ «Пензенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей» (специальность - повар), либо в агротехнологическом колледже №25 (специальность - оператор ЭВМ). Трудоустройство данной категории граждан по этим специальностям, как показали исследования, почти невозможно, так как работа в этих сферах обслуживания требует постоянного контакта с большим количеством людей, что, естественно, затруднено.

Кафедра естествознания и методики преподавания ПГПУ апробирует проект по социализации детей с ограниченными возможностями, цель – приобретение специальности «Рабочий садово-паркового строительства» учащимися коррекционных школ. Проект поддержан Российским государственным научным фондом.

Получение данной специальности во время обучения в школе-интернате позволит детям с ограниченными возможностями, на наш взгляд, занять достойное место на рынке труда. По данным биржи труда города в настоящее время существует достаточно высокий спрос на занятость рабочих по озеленению и цветочному оформлению коттеджей, жилых домов, офисов и по уходным работам (полив, прополка, перекопка и т. д.). Данная профессия исключает необходимость общения с большим количеством людей, находиться в помещениях или на территории с работающими техническими средствами (риск травматизма). Немаловажное значение, на наш взгляд, играет и то, что овладение данной специальностью способствует изменению психофизического состояния организма. Изучение растений, типов цветочно-декоративного оформления, принципов озеленения населения пунктов, составление букетов, техники праздничного оформления помещения – все это способно показать как красоту пейзажа и каждого отдельного растения, так и прелесть гармоничного сочетания объектов природы и архитектуры. Всё это поражает воображение, формирует в душе и сознании чувство прекрасного, преклонения перед красотой природы, рождает потребность в самостоятельном творчестве, способствует развитию эстетической и эмоциональной сферы.

Научная проблема, на решение которой направлен проект, состоит в разработке авторской социолого-педагогической концепции социальной адаптации детей с ограниченными возможностями на основе теоретических разработок и практических исследований.

Для достижения конкретных результатов была проделана следующая работа.

1. Изучены различные теоретические источники, в том числе специальная литература, монографии, статистические и справочные материалы, публикуемые в периодической печати, материалы конференций и совещаний. Значительную помощь в работе над проектом оказали архивные документы и материалы, находящие в архиве ГУ «Пензенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей», в Пензенской областной научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова, в библиотеке МПГУ, в Российской государственной библиотеке, в Государственной научной педагогической библиотеке им К.Д. Ушинского РАО.

2. Проведены исследования по определение индивидуально-личностных показателей детей (совместно с педагогом-психологом школы–интерната для глухих детей). На каждого школьника, участвующего в проекте, составлена подробная психолого-педагогическая карта (антропометрические показатели, анамнестические данные, диагноз ПМПК, данные о семье, успеваемость, учебная мотивация, особенности внимания и познавательной деятельности, уровень интеллекта).

3. Проведена работа по подготовке документации для лицензирования специальности «Рабочий зеленого хозяйства».

4. В течение года активно проводился подбор материалов, написание и подготовка к печати учебных и учебно-методических пособий («Ботаника с основами фитоценологии», «Цветоводство», «Декоративное садоводство», «История садово-паркового искусства», «Основы ландшафтного проектирования и строительства»). Работа по выполнению этой части проекта, в связи с особенностями развития сенсорных систем и проблемами в восприятии текстового материала (ограниченностью представлений и понятий по дисциплинам естественнонаучного цикла), имеет определенные трудности, т.к. большую часть материала необходимо представить, как показала практика, в форме видеоряда (рисунки, схемы, фотографии).

Научная новизна работы состоит в том, что проект представляет новое направление в реализации становления трудовой и профессиональной подготовки учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.