Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Георгица Е.А




Педагогическая система организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

 

Кардинальные изменения в политической, социальной, культурной, экономической жизни страны непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях, что ведет к смене образовательных парадигм и предъявляет качественно иные требования к характеру и содержанию обучения. Приоритетным направлением общеобразовательной школы становится развитие творческой, самостоятельной и свободной личности, способной чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

Наиболее благоприятным для развития интеллектуальных сил, мышления и речи учащихся является младший школьный возраст, соответствующий начальному этапу обучения в школе и сензитивному периоду развития ребенка, изучением и исследованием которого занимается личностно-развивающее обучение, как одно из новых направлений современной педагогической науки.

Личностно-развивающее обучение предполагает использование всего спектра образовательных возможностей учебного процесса в начальной школе и предусматривает поиск инновационных путей, форм, методов, средств, ведущих к качественному изменению личности школьника, превращению его в субъект обучения и обеспечивающих личностный рост учащихся.

Одним из возможных вариантов решения проблемы модернизации образовательного процесса начальной школы является организация речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении.

Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации и управления процессом познания, (школьные учебники, учебные пособия) и реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля, разработки особой дидактической системы обучения, адекватной современному социальному заказу общества и познавательным запросам личности.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования организации речемыслительной деятельности учащихся, мы сделали попытку перенести сделанные авторами обобщения на нашу проблему, только уже в условиях личностно-развивающего обучения. Главный вывод – обобщение касается того, что необходимо осуществлять организацию речемыслительной деятельности учащихся в личностно-развивающем обучении не эпизодически, изолированно, а в определенной, четко отработанной системе, гарантирующей ее эффективность.

Рассмотрим основные компоненты педагогической системы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении. Первым является целевой компонент. Приоритетная цель организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении заключается в достижении высокого уровня включенности младших школьников в данную деятельность, а также в получении внутреннего и внешнего продуктов речемыслительной деятельности младших школьников. Именно в процессе получения продуктов речемыслительной деятельности и предполагается достижение высокого уровня включенности младших школьников в изучаемую деятельность, получение навыков творческого подхода к делу. Точность определения цели необходима для разработки содержания речемыслительной деятельности младших школьников, а также для определения полученных результатов.

Следующий компонент исследуемой системы - содержательный. От того, насколько связаны между собой целевой и содержательный компоненты, зависит эффективность реализации предлагаемой системы. Именно взаимосвязь данных компонентов влияет на характер и эффективность организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении. Аналогично целевому содержательный компонент педагогической системы реализуется через содержание познавательно-поискового, действенно-практического и творческого видов речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении.

Поскольку представленная система рассчитана на определенный возраст, то мы считаем необходимым рассмотреть последовательную включенность младших школьников в различные виды речемыслительной деятельности на основе разработанной авторской программы по развитию речемыслительной деятельности в личностно-развивающем обучении для учащихся младших классов.

Так, познавательно-поисковый вид речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении предусматривает информационное обеспечение их теоретическим материалом, его анализ, сравнение и возможность применения в самостоятельной деятельности.

Содержанием действенно-практического вида речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении является практическое применение приобретенных знаний.

Продуктивно-творческий вид речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении – это вершина речевых умений, область высших проявлений духовного мира младшего школьника. Он связан не только с умениями систематизировать и обобщать ранее усвоенные знания, умения, навыки и опыт их применения, но и с умениями, направленными на поиск нестандартных творческих путей реализации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении. Этот вид речемыслительной деятельности можно назвать еще «свободным творчеством».

Операционный компонент педагогической системы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении составляют формы, методы и средства организации данной деятельности.

При использовании предлагаемой системы, выборформ определяется их направленностью на цель: достижение высокого уровня включенности младших школьников в речемыслительную деятельность. Причем следует отметить, что большое значение для организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении имеют формы учебной и внеклассной работы. Выбор той или иной организационной формы зависит не только от содержания и направленности речемыслительной деятельности, но и от личного к ней отношения, от активности младших школьников, включённости их в данную деятельность.

Опытно-экспериментальное исследование педагогической системы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении показало, что операционный компонент предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм данной деятельности. Каждому из условно выделенных видов речемыслительной деятельности соответствуют определенные формы организации этой деятельности в личностно-развивающем обучении.

Познавательно-поисковому виду речемыслительной деятельности младших школьников соответствуют формы, основным назначением которых является организация восприятия, ознакомления, ориентировки, выбора теоретического материала по вопросам интересующей темы.

К данной группе форм организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении относятся разнообразные нестандартные уроки: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях «Тематический калейдоскоп» и др.; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, кроссворд, викторина, турнир, эстафета: «Что я вижу», «По секрету всему свету»; уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: «Урок мудрости», «Когда говорят предметы», «Литературная гостиная», «Консультация библиотекаря», «Листая словарь», «В гостях у Знайки»; уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия – «Дискуссионные качели».

Основу для выбора этих форм составляют особенности данного вида речемыслительной деятельности младших школьников. Характерным признаком форм организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении является, прежде всего, организация познавательно-поисковой работы младших школьников через включение их в данное направление речемыслительной деятельности. При этом необходимо добиться того, чтобы младший школьник получал возможность не только приобретать теоретические знания, но и мог анализировать их - сравнивать, сопоставлять, видеть наиболее ценное.

К группе форм организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении, соответствующих её действенно-практическому виду, можно отнести формы, основным назначением которых является организация практического применения полученных теоретических знаний, их углубление, расширение, приобретение младшим школьником определенных навыков и опыта речемыслительной деятельности, такие как: «Круглый стол», «Русские посиделки», «Открытый микрофон», «Волшебный стул», «Театр-экспромпт», «Смешинка», «Лукошко», «Маски» и многие другие. В основе выбора данных форм лежат особенности содержания действенно-практического вида речемыслительной деятельности младших школьников. Опишем характерные признаки форм данной группы. Одним из ведущих признаков является то, что основополагающим для них являются ранее полученные знания, последовательное применение которых приводит к определённым результатам, то есть на основе тех знаний, которые младшие школьники приобрели в рамках познавательно-поискового вида речемыслительной деятельности, приобретаются определённые умения, навыки и опыт их самостоятельного использования. Формы организации речемыслительной деятельности младших школьников второй группы в личностно-развивающем обучении подбираются таким образом, что в реальной практике позволяют увидеть достаточность или выявить недостатки полученных теоретических знаний и корректировать их.

При организации действенно-практического вида речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении необходимо использовать элементы индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, так как применение полученных знаний на практике может вызвать затруднения при выполнении тех или иных заданий. Младшие школьники в зависимости от индивидуальных особенностей получают дифференцированные задания. Некоторым детям необходимы индивидуальные консультации.

Продуктивно-творческому виду речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении соответствуют формы данной деятельности, основным назначением которых является организация разработки и реализации творческого продукта речемыслительной деятельности младших школьников. В основе выбора этих форм организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении лежат особенности содержания её продуктивно-творческого вида.

Формы речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении организуются так, чтобы младший школьник получал возможность для максимального творческого самовыражения. Используются такие формы, как: «Палитра увлечений», «Познавательное лото», «Путешествуем вместе», «У зеркала», «Проблема на ладошке», «Угадай-ка», «Серпантин загадок» и другие.

Следующая составляющая операционного компонента нашей педагогической системы – это методы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении.

В данной педагогической системе мы предлагаем использовать следующие методы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении.

1. Информационно–поисковый, предполагающий создание проблемных ситуаций и ситуаций, предполагающих активное включение в речевую деятельность. Само по себе наличие проблемной ситуации не гарантирует обязательного включения младших школьников в речемыслительную деятельность. Продуктивное использование этого метода выступает только как возможность и поэтому сопряжено с рядом условий:

а) педагог должен сам быть активным участником игровой ситуации, создавать обстановку непринужденного общения;

б) учет индивидуальных особенностей младших школьников, а также эмоционального настроя в данное время;

в) информация должна представлять новизну, но вместе с тем быть доступной.

В основе метода создания проблемных ситуаций лежит противоречие между имеющимися знаниями, умениями, навыками, интересами, потребностями, способностями и тем, что предстоит решить. Проблемную ситуацию в аспекте данной педагогической системы следует рассматривать как отправной момент для активизации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении.

К группе информационно-поисковых методов можно отнести и целую группу методов развития творческой деятельности: метод временных ограничений, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод информационной насыщенности, метод абсурда и другие, так как в основе их организации «присутствует» создание проблемной ситуация, требующей определённых знаний и навыков для ее решения.

Помимо информационно-поисковых, в представленной педагогической системе развития речевого мышления младших школьников используются следующие методы.

2. Метод создания художественного контекста, направленный активизацию речемыслительной деятельности младших школьников посредством различных видов искусства (литература, музыка, живопись), истории, природы, жизненных ситуаций. Тем самым создается предпосылка для эмоционально-творческого восприятия, которое требует от младшего школьника порождения различных речевых произведений, а также «социального диалога» (Б.В. Асафьев), предполагающего активное взаимодействие со всей окружающей действительностью;

3. Метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному, подробно описанный Д.Б. Кабалевским, направленный на развитие более глубокого осознанного восприятия;

4. Метод размышления, позволяющий осуществлять речемыслительную деятельность на более высоком уровне.

Для реализации форм и методов, используемых при организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении необходимо наличие определенных средств, которые также являются составляющей операционного компонента разработанной педагогической системы.

Средства обучения и воспитания предлагаемой педагогической системы с учетом уровня сформированности речемыслительной деятельности младших школьников и их психологических особенностей условно можно разделить на три вида:

а) средства, применяемые в качестве источника знаний (учебные книги, пособия, хрестоматии, периодические издания, наглядность, видео-и аудиоаппаратура, компьютер и др.);

б) средства, обеспечивающие развитие специальных речевых умений и навыков;

в) средства, обеспечивающие творческое развитие речевого мышления младших школьников.

И, наконец, рассмотрим последний компонент предлагаемой педагогической системы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении – результативный.

Результатом разработанной системы является создание младшими школьниками продукта речемыслительной деятельности. Этот результат имеет двойственный характер, отражающий внешнюю, объективную, и внутреннюю, субъективную его стороны.

Объективной стороной результата педагогической системы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении является наличие данной деятельности, её целей, предметного содержания. Включаясь в речемыслительную деятельность, младший школьник может быть слушателем, теоретиком – исследователем, исполнителем, творцом, организатором, просто присутствующим – в этом выражается степень его участия. В качестве материализованного результата организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении можно отметить речевые произведения детей, выполненные на основе индивидуального интереса.

Субъективная сторона результата выражается уровнем включенности младшего школьника в речемыслительную деятельность, влиянием этой деятельности на изменение его личности, на образование новых личностных проявлений: знаний, умений, мотивов, практической способности к сотрудничеству. Эта сторона результата, как отмечают исследователи (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов), является наиболее значимой, поскольку тесно связана с мотивационной сферой младшего школьника.

Общим результатом применения педагогической системы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении, объединяющим и объективную, и субъективную стороны, является единство полученных внешнего и внутреннего продуктов данной деятельности. Научное обоснование педагогической системы организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении предполагает учет того, что для каждой личности свойственно стремление развиваться в индивидуальном темпе и условиях, поэтому каждый структурный компонент разработанной педагогической системы предоставляет педагогу возможность выбора соответствующих форм, методов и средств организации речемыслительной деятельности, используемых по отношению к учащимся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.