КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скворцова В.О
Изучение аттитюдов специалистов и родителей нетипичных детей к проблеме оказания Специализированных образовательных услуг Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия skver74@mail.ru
В научной литературе постоянно ведется полемика относительно приоритетности форм детсадовского и семейного воспитания и образования. Педагоги, психологи и социологи указывают на чрезвычайное значение в формировании интеллекта, налаживании социокультурного механизма ценностной коммуникации как общения ребенка со взрослыми в микросреде семьи, так и общения со сверстниками, с детьми. Психологические барьеры адаптации суживают возможный круг общения тем ближайшим окружением, близкими людьми, которых ребенок способен персонифицировать как свое внешнее «Я» и которые сами могут заботливо войти в его внутренний мир - сферу интересов, способностей. К недостаткам дошкольного образования и воспитания чаще всего относят именно ограниченность интимного, материнского, отцовского семейного общения, которая может обернуться ущербностью в развитии личности. Предлагаемая работа содержит результаты социологического анализа образовательных услуг, предоставляемых детям с отклонениями в интеллектуальном развитии и их семьям; определена социальная типология специалистов коррекционного дошкольного образования, выделены социальные типы родительского отношения к нетипичному ребенку и системе дошкольного коррекционного образования. В статье представлен анализ готовности родителей и профессионалов к партнерству в социально-абилитационном процессе; предлагаются основные направления повышения эффективности помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии. Особую актуальность представленные результаты приобретают в связи с увеличением числа детей, имеющих специальные образовательные нужды; обострением проблемной ситуации в сфере коррекционного дошкольного образования; отсутствием методических разработок программ абилитации для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии; недостаточной информированностью семьи нетипичного ребенка о возможных специализированных сервисах. Целью нашего исследования является изучение аттитюдов специалистов и родителей нетипичных детей к проблеме оказания специализированных образовательных услуг детям с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семьям. С помощью разработанной нами методики изучения коррекционного дошкольного образования был проведен опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие 40 специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений и родители детей, посещающих данные образовательные учреждения. Структура «Анкеты работника коррекционного дошкольного учреждения» включает 29 вопросов, последовательность которых позволяет выявить социальную специфику оказания специализированных образовательных услуг умственно отсталым детям дошкольного возраста и их семьям. Структура «Анкеты родителя» состоит из 29 вопросов, связанных с социальными условиями пребывания умственно отсталого ребенка в детском саду и позволяющих выявить степень социальной включенности родителей в коррекционную и социально-реабилитационную работу. Сравнительный анализ полученных данных дает возможность получить представление об образовательных услугах умственно отсталым детям дошкольного возраста и их семьям. Данные эмпирического исследования показывают равное соотношение ответов родителей и профессионалов на вопросы, связанные с оказанием специализированных образовательных услуг детям дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии. Это подтверждает наше предположение об одинаковой степени готовности родителей и профессионалов к партнерству в социально-абилитационном процессе. Так, большинство специалистов (75%) работают по специальной образовательной программе «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста». Соответственно большинство родителей (80% опрашиваемых выразили желание, чтобы их ребенок посещал компенсирующую группу обычного детского сада - 42% и специальный детский сад - 38%) устраивает уровень образовательных услуг, оказываемых их ребенку в коррекционном дошкольном учреждении. Всеми опрашиваемыми специалистами и родителями детей с ограниченными интеллектуальными возможностями признаётся необходимость раннего выявления отклонений в развитии ребенка. Все специалисты (100%) и родители нетипичных детей (100%) впервые услышали понятие «ранняя интервенция» в ходе проводимого нами опроса. Ими также в равной степени признаётся необходимость и возможность осуществления услуг ранней интервенции. Особенно показательными, на наш взгляд, являются ответы родителей и профессионалов о взаимодействии в ранней интервенции. Так, родители готовы к взаимодействию, они считают себя компетентными в вопросах работы с детьми, в то время как специалисты заняли позицию экспертов, они не готовы «снизойти» до уровня родителей и воспринимают сотрудничество с ними только в качестве разработчиков рекомендаций, родителям же отводится роль исполнителей, обеспечивающих выполнение заданий детьми. В заключение анкеты опрашиваемым предлагается высказать свои предложения по совершенствованию работы с семьей, развитию, абилитации нетипичного ребенка. Социальные потребности специалистов по работе с нетипичными детьми распределились следующим образом. 100% опрашиваемых считают необходимым улучшение условий жизни детей, обеспечение родителей работой, улучшение финансирования детских садов, создание специальных методических разработок, повышение социальной защищенности детей и их семей. В заключение анкеты родителям также предлагалось высказать свои предложения по улучшению совместной работы детского сада и семьи. По-разному удовлетворены социальные потребности родителей: 12% сказали, что их все устраивает, и они выражают благодарность работникам детского сада; остальные (88%) рассчитывают на получение информации от специалиста по работе с ребенком дома (24%), расширение контактов с другими родителями нетипичных детей (20%), улучшение материальной базы детского сада; хотели бы: уделять больше внимания подготовке к школе (26%), увеличить заработную плату работникам детского сада (18%), получать консультации психолога, знакомиться со специальной литературой о нетипичных детях и новыми разработками по работе с такими детьми. Таким образом, и родители детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, и специалисты в заключение опроса высказали следующие пожелания и предложения по улучшению совместной работы детского сада и семьи: улучшение условий жизни детей, улучшение материальной базы детского сада, создание специальных методических разработок, индивидуальное и групповое консультирование, социальная защищенность детей и их семей. Обобщая данные проведенного исследования, нами выявлена социальная типология родителей детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и профессионалов дошкольных коррекционных учреждений. На основе предлагаемых критериев - отношение к детям, отношение к работе, профессиональная деятельность, перспектива абилитации - выделены социальные типы профессионалов: 1) активист - к данному типу относятся специалисты, имеющие знания, опыт и желание работать с ребенком, проявляющие инициативу в организации образовательной среды, готовые к сотрудничеству; 2) буфер - специалисты, имеющие знания, но вследствие психологических и других нагрузок не находящие силы для их применения; 3) дезинтегратор - люди, которые работают с детьми в силу случайного стечения обстоятельств, к работе относятся формально, их главная задача - поскорее освободиться от клиента и перенаправить его к другому специалисту; в успех реабилитации не верят, считают, что детей с ограниченными интеллектуальными возможностями нужно изолировать, а еще лучше - помогать родителям освобождаться от них до рождения. Эти установки стараются не афишировать, держатся за рабочее место из-за льготного режима работы. Критериями выделения типов родительства являются отношение к ребенку, прогноз социального развития; поисковая активность и средства, ее обеспечивающие. В ходе исследования достаточно выпукло проявились такие социальные типы родителей: 1) социальный пессимист - родители, находящиеся в состоянии стресса, испытывающие недоверие к специалистам, не верящие ни в свои силы, ни в своего ребенка;2) рационалист - данный тип родителей характеризует самостоятельность в действиях, уверенность в себе, переходящая в эгоизм, вера в успех, действия, как правило, характеризуются расчетливостью; 3) искатель - характеризуется позитивным или нейтральным отношением у ребенку, ненаправленной поисковой активностью, как правило, имеющей небольшую временную перспективу, следует советам окружающих, не прогнозирует последствия своих действий; 4) отстраненный - характеризуется выраженным дистанцированием от ребенка, старается переложить ответственность на профессионалов и окружающих. Обобщая результаты проведенного исследования, можно определить основные направления повышения эффективности помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии: 1) просветительская работа среди профессионалов и родителей в сфере деятельности служб раннего вмешательства; 2) образовательная работа с родителями детей раннего возраста; 3) повышение квалификации специалистов по работе с нетипичными детьми; 4) тесное сотрудничество родителей и профессионалов в социально-реабилитационной работе; 5) вовлечение в процесс воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии не только матерей, но и отцов, а также и других членов семьи; 6) конструирование социально-ориентированных программ абилитации нетипичного дошкольника; 7) освоение зарубежного опыта социально-реабилитационной работы и его адаптация к российским реалиям; 9) улучшение государственной поддержки дошкольных учреждений, социальная политика государства, направленная на решение проблем специального дошкольного образования, социальную защиту нетипичных детей и их семей; 10) создание координационного центра, выполняющего координирующую функцию различных служб, отделов и образовательных программ и осуществляющего их экспертизу.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |