КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Амплеева Г.В., Киреева Т.И
Ребенка с нарушением зрения Психолого-медико-педагогическое сопровождение МДОУ ЦРР № 5 «Филиппок» г. Тольятти, Россия На современном этапе развития общества главной целью воспитания детей с нарушением зрения является подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, формирование личности, умеющей самостоятельно строить свою собственную жизнь, нести за нее ответственность, принимать решения и действовать в быстро развивающемся мире. Дети с нарушением в развитии, в том числе и с нарушением зрения, – это дети с особыми образовательными потребностями. Это указывает на необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка и создания определенной системы помощи: медицинской и психолого-педагогической. В нашем дошкольном образовательном учреждении воспитываются дети с различными зрительными нарушениями. Работа детского сада направлена на решение задач системного подхода в лечении и воспитании детей с нарушением зрения. Комплексное лечение основано на взаимосвязи работы медицинских и педагогических специалистов. Лечебно-восстановительная работа направлена на сохранение и поддержание зрительных функций, улучшение зрения у детей, имеющих нарушения. В медицинской коррекции широко используются методики ортоптического, плеоптического, диплоптического лечения детей. В процессе лечения зрения и восстановления здоровья детей педагоги выполняют специальные медицинские предписания, ограничения и рекомендации врача-офтальмолога, медицинских сестер, формируют познавательные навыки дошкольника, обучают его рациональным способам зрительного восприятия, развивают сенсорные способности. Методы и приемы, используемые педагогическими специалистами, могут закрепить эффект лечения, снять побочные явления лечебного процесса, сформировать у детей устойчивое положительное отношение к лечебным процедурам, снять негативные эмоционально-поведенческие проявления ребенка по отношению к лечению и усилить тем самым эффект лечебно-воспитательной работы. Все это говорит о тесном взаимодействии медицинского и педагогического персонала. Таким образом, основными компонентами психолого-педагогической коррекции для нас являются: · осуществление взаимосвязи коррекционной работы с комплексным лечебным восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции; · изучение психофизического здоровья ребенка в ходе диагностики, систематическое отслеживание динамики его развития; · создание условий для развития личности ребенка и успешного обучения, разработка на основе данных диагностики индивидуальных коррекционных программ развития ребенка. В рамках реализации задач психолого-медико-педагогического сопровождения в ДОУ созданы необходимые условия: кабинеты плеопто-ортоптические, педагога-психолога, учителей-дефектологов, учителя-логопеда, инструктора по ФК, коррекционный и музыкальный залы, зимний сад, мини-музей предметов быта, комната СБО, сенсорная комната, вернисаж. Коррекционно-педагогическую деятельность с детьми осуществляют следующие специалисты: врач-офтальмолог, медсестры-ортоптистки, методист по коррекционной работе, воспитатели, тифлопедагоги, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель. Одной из форм взаимодействия специалистов в ДОУ, объединяющихся для диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, является ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум). Основной целью ПМПК ДОУ мы для себя определили следующее: осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и решении проблем адаптации в социальном мире. В содержание деятельности ПМПК ДОУ входит: · диагностико-коррекционное медико-психолого-педагогическое изучение личности ребенка; · выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута; · мониторинг развития ребенка: анализ успешности развития ребенка, его продвижения в усвоении основных приемов деятельности, формирование основных компетентностей. Результатом взаимодействия специалистов на ПМПК является разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы работы с ребенком. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разрабатывается с учетом: · первичного дефекта, его структуры, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации; · закономерностей и особенностей психофизического развития детей; · содержания, методов и средств коррекционной работы, которые должны обеспечить эффективность в достижении позитивных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии детей; · открытости коррекционной работы для связи с общими задачами воспитания и обучения детей в соответствия этим требованиям. Тщательно разработанная индивидуальная программа основывается на точном определении того, что ребенок может и чего не может. Важно, что для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов. Поэтому на заседания ПМПК приглашаем родителей как законных представителей ребенка. Мы убедились, что эффективность коррекционного воздействия зависит от понимания целей, задач и роли коррекционной работы в преодолении недостатков в развитии детей с нарушением зрения. Таким образом, выстраивается модель взаимосвязи медицинской и психолого-педагогической коррекционной работы как единого целого, как комплексной системы взаимосвязанных мероприятий, где есть свои принципы, задачи, содержание, формы, методы и средства коррекционного воздействия. Мы считаем, что только в результате комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощи с активным включением в образовательный процесс родителей, можно говорить о результатах коррекционной работы.
Библиографический список 1. Л.И.Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М.: ГороД, 1998. 2. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии: программа курса /Сост. Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. 3. Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Сост. И.Г. Кузнецова.- Самара: РЦМО, 2005.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |