Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соколова И.А




Социальный аспект инклюзивного образования

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

 

Система образования в Российской Федерации привлекает повышенное внимание политиков, социологов, исследователей, населения страны, поскольку возможность получения качественного образования способствует решению множества социальных проблем, среди которых важными являются удовлетворение основных потребностей, участие в жизни общества, усиление сплоченности. Каждый гражданин Российской Федерации обладает правом на получение образования независимо от его социального, физического и интеллектуального статуса. До недавнего времени образовательная политика в нашей стране строилась по принципу исключения из общего образовательного пространства особых детей, определяя их в специальные учреждения. В последнее время система образования в Российской Федерации претерпевает значительные изменения, осуществляя курс демократизации и гуманизации.

Для российских учебных заведений среднего и высшего звена исключительную значимость на сегодняшний день представляет система инклюзивного образования, которое предстает как процесс «включения» детей-инвалидов в образовательное пространство. Инклюзивное образование организует совместное обучение и воспитание, практики коммуникации, сотрудничества, конструирования взаимодействия на равных для детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование предоставляет каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, совместную коллективную деятельность, что позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества.

Дети-инвалиды испытывают дефицит связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении доступа к культурным ценностям. В условиях современных реформ принципиальное значение приобретает организация необходимой инфраструктуры, направленной на интеграцию детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство среднего и высшего уровней. Интеграция на сегодняшний день выступает закономерным этапом развития системы образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни.

Таким образом, социальный и законодательный контексты образования детей-инвалидов создают предпосылки для развития системы инклюзивного образования, достоинством которого является расширение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида. Обучение в массовой школе расширяет социальные контакты всех субъектов учебно-воспитательного процесса, способствует налаживанию связей с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей. Способность подрастающего поколения полноценно жить и реализовывать себя, свои возможности, способности, свой потенциал, выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации связана с взаимодействием со своим социальным окружением. Содержательная и социальная стороны инклюзивного образования подразумевают внедрение таких методик обучения, которые бы учитывали потребности, особенности и интересы всех детей, создание условий для реализации возможностей полноценной и удовлетворяющей всех учащихся социальной жизни, взаимодействия и заботы друг о друге детей, включенных в обучение квалификации педагогов.

Участниками инклюзивной системы становятся дети и подростки, учащиеся и студенты с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, родители, персонал образовательных учреждений, а если рассматривать более масштабно, то и общественные организации, министерства, всевозможные комитеты, занимающиеся разработкой и утверждением специальных программ, планов.

Осознавая социальную значимость поддержки инвалидов, средние специальные и высшие учебные заведения должны осуществлять профессиональную подготовку людей, имеющих различного рода физические ограничения. Учебные заведения должны создавать благоприятный морально-психологический климат, позволяющий инвалидам в процессе обучения чувствовать себя комфортно. Также важна корректировка не только учебного, но и воспитательного процесса в школах и вузах. Формирование у учащихся, у студентов и сотрудников толерантного, заботливого отношения к людям, нуждающимся в участии и внимании, должно стать одной из задач воспитательных программ школ, кафедр и факультетов вузов. Человек с ограниченными возможностями в процессе инклюзивного образования может получать не только знания, но и положительный социальный опыт функционирования в интегрированной среде.

Реализация инвалидами их прав как граждан зависит от степени участия государства в решении этих проблем, а также от вклада общественных движений, различных некоммерческих организаций в формулировании социальной политики и общественного признания инвалидности как следствия социальной несправедливости, а не медицинского диагноза. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. Переход к социальной модели понимания инвалидности на уровне родителей, лиц, принимающих решение в области образования и широкой общественности, будет способствовать распространению этой практики, выработке единых стандартов обучения и финансирования. Создание образовательных учреждений, где воспитательно-образовательный процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона, социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, отказ от изоляционной идеологии приведет к выравниванию шансов детей с ограниченными возможностями и, в конечном счете – реализации права на жизнь в обществе.

Социальная адаптация детей-сирот к рыночным условиям современного российского общества

Соловьева О.В.

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

[email protected]

 

В условиях становления рыночной экономики в современном российском обществе произошли коренные изменения во всех сферах его жизнедеятельности. Демографическая структура общества также подверглась значительным переменам. Современная демографическая ситуация характеризуется уменьшением рождаемости, увеличением смертности, сокращением численности коренного населения, деградацией и депопуляцией, распадом семей, ухудшением здоровья населения (рост психических заболеваний, уменьшение продолжительности жизни), что, по мнению ученых, в основном зависит от социальных факторов.

Именно в современный период, в период реформ, в обществе сложилась особая, устойчивая и достаточно крупная социально-демографическая группа – дети-сироты. Отметим одновременно, что в этой группе имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего детей-сирот, по данным официальной статистики, ныне в России насчитывается около миллиона человек. При этом надо учитывать, что рост числа детей-сирот происходит на фоне старения населения – старшее поколение уже сейчас составляет около четверти населения страны.

Параллельно идут и такие процессы, как рост алкоголизации, наркомании, преступности, коррупции, расслоения общества на бедных и богатых. Все меньше людей, которые могут прокормить семью, удовлетворить материальные и духовные потребности, оплатить услуги ЖКХ. Социальная политика последних лет не в полной мере решает социально-экономические проблемы детей-сирот, зачастую вместо реальной борьбы с этой проблемой изобретаются все новые методики, позволяющие создать видимость сокращения численности данной социальной группы.

Проблема детей-сирот настолько актуальна, что позволяет говорить о том, что с ней связаны многие другие проблемы общественного развития: вопросы демографии, занятости населения, безработицы, здоровья населения, уровень образования и культуры граждан, их воспитания, социализации и нравственности. Игнорирование проблемы детей-сирот ведет к дегуманизации человеческих отношений, росту преступности и терроризма, понижению уровня и качества жизни. Все это специфически воздействует на политические отношения, реализацию государственной социальной политики на всех уровнях.

Таким образом, дети-сироты – социальный феномен, проявляющийся во всех сферах общественной жизни, во всех аспектах социальных отношений в современном российском обществе и заслуживающий самого пристального внимания социологов, педагогов, психологов.

В силу этого особую значимость приобретают вопросы вхождения социальной группы «дети-сироты» в самостоятельную жизнь, их адаптации к новым экономическим, социальным, идеологическим, культурным условиям транзитивного российского общества. Обществу не безразлично как дети-сироты приспособятся к изменяющимся условиям, как они смогут войти в ритм жизни общества. Отсюда и актуализируется необходимость научного анализа проблемы социальной адаптации детей-сирот, выработки методов и способов ее решения с учетом конкретных особенностей современного развития России.

Как известно, существует целая система учреждений, организаций, нормативно-правовых актов, направленных на защиту интересов детей-сирот, создание благоприятных условий для их вхождения в самостоятельную жизнь, т.е. для повышения эффективности процесса их социальной адаптации.

Обратимся, прежде всего, к характеристике тех нормативно-правовых актов, которые регулируют положение детей-сирот в обществе. Социальный статус детей-сирот закреплен в правовых актах Российской Федерации, которые исходят из основных положений Конвенции ООН о правах ребенка, Деклараций ООН о правах инвалидов и о правах умственно отсталых лиц, международных конвенций по правам человека и по правам ребенка. Основными правовыми документами, отражающими положение детей-сирот в российском обществе, являются Конституция РФ (1993 г.), Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и целый ряд федеральных законов в данной области.

Нормативно-правовые документы, характеризующие положение социальной группы «дети-сироты», выявляют, прежде всего, права детей-сирот как человека, как ребенка, как гражданина. Дети-сироты имеют дополнительные права и льготы как сироты и оставшиеся без попечения родителей. Знание своих прав и обязанностей, их выполнение помогает формировать активную жизненную позицию, содействует социальной адаптации детей-сирот к новым российским условиям, что предполагает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

- активное участие в этом процессе самого ребенка;

-совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую труднодоступной для детей, лишенных родительского попечительства[42].

Следует отметить, что в группе дети-сироты выделяются дети с отклонениями в поведении, с физическими и психическими нарушениями, что в значительной мере усложняет процесс социальной адаптации.

Но общий подход не позволяет видеть полную картину социально-ролевого поведения членов данной группы и их представлений о приспособляемости к окружающей жизни.

Определенным подспорьем явились результаты авторского социологического исследования: с использованием целевой выборки было опрошено 160 респондентов-сирот юношеского возраста с нарушениями развития на предмет выявления их интересов, потребностей и жизненных планов.

Данные опроса показали, что обобщенный жизненный сценарий в представлении большинства сирот юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья выглядит таким образом. Для реализации основных событий своей личной жизни они определили возраст от 15 до 25 лет. В 15-18 лет респонденты предполагают заботиться о своем здоровье и здоровье других людях, имеют первый сексуальный опыт и чувствуют себя свободными; в 16-21 год они планируют зарабатывать собственные деньги и жить отдельно, участвовать в общественно-политической жизни и получить ответственную работу; в 20-25 лет предполагают иметь свою квартиру, вступить в брак, родить первого ребенка и стать профессионалами в своем деле; в 30-35 лет стать обеспеченными.

Данный жизненный сценарий не всегда может реализовать и благополучный человек, а что касается сирот с ограниченными возможностями здоровья, то здесь налицо неадекватно завышенный уровень притязаний, имеющий характер защиты и компенсации. Это может формировать инфантильные и криминальные экспектации, что требует коррекции возрастных ожиданий образа успеха и неудачи в жизни.

Представляется необходимым повысить степень реалистичности жизненных планов сирот путем изменения возрастных норм наступления жизненных событий, а также устранения однозначной связи последних с критериями успешности. Особенно важным в этой связи представляется формирование в сознании сирот с ограниченными возможностями здоровья понятия многовариантности жизненного успеха. В то же время, нельзя ослаблять мотивацию достижения намеченных жизненных событий, так как это может привести к актуализации подсознательного сценария неудачника.

Таким образом, вполне очевидно, что многие социально-экономические проблемы детей-сирот не решаются в системе органов государства и общества по защите детей, что самым отрицательным образом сказывается на процессе их социальной адаптации. Хорошо известно, что в процессе социальной адаптации формируется личность ребенка, которая определяется тем, какое место он занимает в системе социальных отношений: дружеских, семейных, производственных и т.д. Данный процесс в среде детей-сирот усложняется тем, что они лишены родительской поддержки, а государственные и общественные органы в современных условиях не способны в полной мере восполнить этот пробел.

Поэтому мы предлагаем ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности государственных органов по социальной адаптации детей-сирот, а также способствующих развитию самостоятельности и активности самих детей в реализации своих жизненных планов.

1. Социальная адаптация детей-сирот к рыночным условиям современного российского общества возможна лишь на основе научно разработанной социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, важной предпосылкой совершенствование ее работы является учет имеющегося мирового опыта и реалий российской действительности.

2. Организация социальной работы с детьми-сиротами сталкивается с множеством проблем. Вот почему необходима не только новая структура органов социальной работы, но и новые кадры, способные решать сложные проблемы детства. Для этого необходимо повышение эффективности органов социальной работы на всех уровнях. Разработка оценочных показателей, мониторинговых подходов к процессам управления социальной сферой представляется для России в сложившихся условиях важным подходом в решении проблем детей-сирот.

3. Необходимо проводить конкретные социологические исследования, мониторинги по выявлению жизненных планов детей-сирот так как социально-демографическая группа «дети-сироты» не является лишь пассивным объектом воздействия со стороны государства и общества. Ее члены в процессе взросления и адаптации осваивают имеющиеся в обществе ценности, определяют свои потребности, вырабатывают собственные стратегии на основе жизненных планов, как на ближайшее время, так и на перспективу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.