КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иргалиев А.С
ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, Центр педагогический исследований «Парадигма», г. Уральск, Казахстан В соответствии с Посланием Президента народу Казахстана Н.А. Назарбаева в Республике особое внимание уделяется уязвимым слоям населения, в том числе детям-инвалидам из малообеспеченных семей. Семья, являясь частью общества, не всегда готова к тому, чтобы воспитать и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. Решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их часто развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни, они уходят в себя. Данная проблема актуализируется и барьерами, с которыми сталкивается семья с ребенком–инвалидом и сам ребенок в нашей стране: - социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов; - при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться; - ведется слабая профессиональная подготовка таких детей; - трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида; - отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями); - сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.); - отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации. Итак, наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей–инвалидов и их нужд и потребностей им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка. В Западно-Казахстанской области на сегодня насчитывается 8229 ребенка с ограниченными возможностями. Среди них 761 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, куда входят дети с ДЦП, врожденными вывихами тазобедренного сустава, с последствиями полиомиелита, хроническим формами остеомиелита и др. При этом 30% этих детей относятся к группе инвалидов-колясочников, из них обучаются на дому 428 ребенка, не охвачены обучением 60 детей. Вместе с тем в области нет ни одного учреждения для данной категории детей, которое бы занималось вопросами не только лечения, но также развития индивидуальных и творческих способностей детей, организации полноценного социального общения и поддержки. Оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам является одним из направлений деятельности НИЦ «Парадигма» Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова. Практическим шагом в этом направлении стала разработка научным коллективом проекта «Оказание социально-педагогической помощи детям-инвалидам из малообеспеченных семей». Цель проекта: оказание социально-педагогической, психологической, профессиональной консультативной, логопедической, юридической помощи и поддержки детям-инвалидам из малообеспеченных семей, находящимся в социальной изолированности. Дети-инвалиды должны получать возможность равного общения с другими детьми, проявления внутренних личностных потенциалов. Задачи проекта: - определение реального круга проблем целевой группы, анализ ситуации; - отработка различных путей и возможностей выхода семьи из сложившейся трудной морально-психологической ситуации; - отработка механизмов оказания социально-педагогической, психологической помощи и поддержки детям-инвалидам; - разработка комплекса специальных мероприятий и социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки семьям детей-инвалидов, направленных на полноценную социализацию; - выработка методики и технологии социально-педагогической, психологической помощи малообеспеченным семьям с детьми-инвалидами; - диалоговое обсуждение опыта работа с заинтересованными организациями и учреждениями (круглый стол, конференция). Целевыми группами являются малообеспеченные семьи пригородных поселков имеющих детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, врожденные вывихи, полиомиелит, остеомиелит). География проекта: неблагополучные семьи пригорода г. Уральска: п. Подстепное, п. Селекционный, п. Зачаганск, п. Қазақ аулы, п. Деркул. Ожидаемыми результатами проекта: - изменится отношение родителей, членов семьи к ребенку-инвалиду, появится чувство защищенности и полноценности; - будет получено реальное представление о проблемах малообеспеченных семей, имеющих детей-инвалидов; - изменение представлений общественности по проблемам защиты детства и материнства региона; - будет отработана методика и технология работы с малообеспеченными семьями и детьми-инвалидами, что во многом дополнит отечественную практику социальной помощи; - будет получен реальный опыт и разработаны методические пособия и научно-практические статьи по теме проекта. Для мониторинга и измерения проекта мы планируем использовать психологические тесты, проективные методы, беседы, анкетирования и обратной связи. Главная задача проекта - развитие творческих способностей детей-инвалидов, организация общения детей-инвалидов между собой, проведение встреч и групповых тренингов (игровые, ролевые, детско-родительские), способствующих преодолению чувства отчужденности и социальной изолированности как у детей, так и у родителей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |