Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МОУ СОШ№15, г. Энгельс, Саратовская область, Россия




Войнова Г.В., Серякина А.В.

ГОТОВО ЛИ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ?

 

По статистическим данным, в Саратовской области на настоящий момент около 6 тысяч инвалидов, половина из которых являются учащимися школ. Но готова ли современная массовая школа принять инвалида в свое сообщество, сделать его равноправным участником образовательного процесса, развить его возможности и способности и дать ему путевку во взрослую жизнь? Сегодня нам бы хотелось поразмышлять над данной проблемой.

Действующее сегодня законодательство гарантирует каждому право на образование и совершенно не препятствует развитию инклюзивного образования, но ведь и не способствует его развитию. Существующие ныне нормативно-правовые акты закрепляют право на образование для всех независимо от состояния здоровья, дают возможность для родителей выбирать образовательное учреждение и форму получения образования для своих детей, предусматривает возможность открытия специальных классов в общеобразовательных школах, однако, как мы все понимаем, это – не инклюзия. На данный момент в законе четко не закреплен механизм создания специальных условий в общеобразовательных учреждениях для детей с инвалидностью. А ведь очень важно закрепить возможности для каждого ребенка-инвалида обучаться по выбору родителей в общеобразовательных учреждениях, что подразумевает необходимость оценки их потребностей, создания специальных условий и дополнительное финансирование на эти цели.

В городе Энгельсе есть специализированные учебные заведения, где обучаются дети с различными нарушениями развития: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 17 VIII вида для умственно-отсталых детей, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 II вида для слабослышащих и позднооглохших детей, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 I вида для глухих детей, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 2, Начальная школа-детский сад компенсирующего вида №3. Безусловно, здесь педагогические коллективы создают все условия для развития ребенка, они раскрывают его таланты и способности, подготавливают их к процессу социализации в обществе. Дети занимаются художественным творчеством, музыкой, театром. Очень часто детей из специальных школ можно видеть на городских концертах, а их творческие работы в краеведческом музее г. Энгельса. Но эти ребята общаются только в своем замкнутом мире, среди таких же детей, как и они сами. Очень часто они не готовы вырваться из этого круга: они ищут себе друзей, спутника жизни, поддержку среди себе подобных. А это, на наш взгляд, весьма несправедливо. Но готово ли современное общество принять инвалида? Что мы с вами сделали для того, чтобы инвалиды ощущали себя полноправными членами нашего социума? Вопросы сложные, но попытаемся найти на них ответ.

Наши дети учатся и используют полученные знания по-разному. При этом цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия – это стремление придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми - друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Считается, что инклюзия помогает претворять в жизнь подобные устремления не только детям с особенностями в развитии, но и всем остальным детям, ведь одинаковых детей не бывает.

Сейчас очень много говорится о толерантности, гуманности, но всегда ли слова подтверждаются делом? В МОУ «СОШ № 15» г. Энгельса Саратовской области на общешкольном родительском собрании проводился опрос родителей, который затрагивал ряд очень важных проблем: готовы ли вы к тому, что вместе с вашим ребенком будет учиться ребенок-инвалид, одобряете ли вы дружбу вашего ребенка с ребенком-инвалидом. Далее шел перечень болезней, приводящих к инвалидности. Результаты оказались неутешительными: большинство родителей (около 58%) не готовы к таким переменам в массовой школе, более того, чем более тяжелая форма заболевания предлагалась, тем больше мы получали отрицательных ответов. Но были и родители, которые считают инклюзию необходимой. Данная тема затрагивалась не случайно. В МОУ «СОШ №15» обучаются дети с разными заболеваниями: инвалиды по зрению, дети с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, эпилепсией, детским церебральным параличом. А ведь семья – это уникальная социальная система, тесно связанная с социальной системой общества, отражающая взгляды этого общества.

Аналогичный опрос проводился и среди работников школы. В основном педагоги считают инклюзию необходимой, однако также высказали ряд опасений: такие дети требуют пристального внимания, это потребует освоения новых методик, нужно будет перестраивать всю структуру образовательного процесса. Преподаватели понимают, что необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребенка.

Самыми толерантными в данном вопросе оказались сами ребята. Они не боятся общаться с ребенком-инвалидом, очень многие дружат с такими детьми, знают, как оказать первую помощь при возникновении экстренных ситуаций. На одном ответе хотелось бы остановиться подробнее: «Я не замечаю, что мой друг инвалид, мне интересно общаться с ним, он очень разносторонний человек, много знает, многому меня может научить, он просто такой же, как и я, а может даже и лучше». Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Так почему же ребята выступают за инклюзивное обучение? Ответ очень прост - у них есть ПРАКТИКА общения с ребенком-инвалидом, из которой они, сами того не ведая, сделали самый правильный вывод: ОН ТАКОЙ ЖЕ, КАК Я, А МОЖЕТ ДАЖЕ И ЛУЧШЕ!

Хотелось бы немного сказать о ребятах, имеющих разные по степени тяжести заболевания и добившихся успехов в жизни. Ученик нашей школы М. Максим сейчас является студентом IV курса педагогического института, активно занимается спортом, является призером Всероссийских соревнований по легкой атлетике, имея II группу инвалидности по зрению. П. Антон, инвалид II группы (сахарный диабет), успешно окончил школу и обучается в СГУ, К. Максим инвалид II группы (бронхиальная астма), учится в кулинарном техникуме и заочно в СГТУ на технолога. В настоящее время в школе продолжают обучаться дети, имеющие инвалидность, но они, как и их одноклассники, не акцентируют внимание на своих болезнях, а, наоборот, пытаются быть активными участниками образовательного процесса: участвуют в спортивных соревнованиях, художественных выставках, школьных олимпиадах по предметам.

Почему мы часто отводим взгляд, когда встречаем человека-инвалида, почему боимся дотронуться до слепого и выполнить его просьбу перевести через дорогу, почему запрещаем своему чаду дружить с ребенком, у которого бронхиальная астма, почему убегаем, если видим приступ эпилепсии у незнакомого человека? Почему? Ответ, на наш взгляд, очевиден - мы просто боимся таких людей, боимся, потому что не знаем, как вести себя с ними. А не знаем, потому что не имеем практики общения. Инклюзивное образование - это реалии современного общества. Именно обучение в массовой школе помогло нашим ребятам-инвалидам успешно пройти процесс социализации, почувствовать себя равноправными членами общества, стать успешными, открыто, без опасений шагнуть во взрослую жизнь. Отметим тот факт, что сами инвалиды считают себя полноправными членами общества, и именно общество пытается выделить их в отдельную категорию, изолировать.

Анализируя полученные нами результаты опросов, мы считаем, что наибольшее внимание школам следует уделить организации и проведению совместных обучающих сессий для учителей, родителей и представителей администрации образовательного учреждения. На уровне школы можно и нужно менять представления людей, их систему ценностей и отношений. Необходимо проводить тренинги, содержащие основные принципы инклюзии для всех участников образовательного процесса для того, чтобы убедить людей в том, что инклюзия должна быть культурой общества. Помимо этого, необходимо организовывать исследования с целью определения наиболее эффективных форм обучения детей с особыми нуждами и их сверстников, готовить и издавать учебно-методическую литературу для работы в условиях общеобразовательных учебных заведений с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Важно лоббировать нормативно-законодательные документы, направленные на интеграцию детей с особыми нуждами в активную общественную жизнь. Ведь именно развитие инклюзивной модели образования обеспечит многим детям возможность получения качественного образования.

Современные дети - это будущее нашей страны. В школах каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе. Действительно, наши школы должны быть инклюзивными школами, в которых ведется инклюзивное обучение. Мы уверены, что именно инклюзивное образование поможет обществу глубже понять проблемы детей-инвалидов, интегрироваться им в современном обществе, стать успешными людьми и активными гражданами нашей страны.

Главная задача массовой школы - воспитать толерантное отношение к детям-инвалидам, и, прежде всего, нужно начинать с педагогов, родителей, а дети уже свой выбор сделали: ОН ТАКОЙ ЖЕ, КАК Я, А МОЖЕТ ДАЖЕ И ЛУЧШЕ!

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.