КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Москва, Россия
Бойко Ц.О. Через включение в социокультурное пространство ВоспитаниЕ детей с нарушениями зрения Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова, imna2002@rambler.ru
В настоящее время в России количество незрячих и слабовидящих детей постоянно растет. В силу многих причин, связанных с физическими, психическими и социальными факторами, у незрячего ребенка нарушены связи с окружающим миром: ограничены контакты со сверстниками, затруднено приобщение к культурным ценностям. К числу основных можно отнести: гиперопеку со стороны родителей; недооценку ими творческих способностей и возможностей своего ребенка; ощущение безнадежности и нежелание активно участвовать в его развитии; неадекватное восприятие особенностей ребенка как в семье, так и в обществе в целом. В большинстве случаев такие дети остаются в стороне от социокультурных процессов, оказываются изолированными в рамках своей семьи или ближайшего окружения. Проблема усугубляется тем, что специалисты социальных и образовательных учреждений практически не владеют знаниями, необходимыми для работы с незрячими и слабовидящими людьми. В нашей стране незрячие дети не имеют возможностей для ранней социализации, адаптации и интеграции в общество. Дошкольное воспитание таких детей проходит обычно в семье, а позже – в специальных школах-интернатах в условиях ограниченного контакта с внешним миром, что в свою очередь негативно сказывается на коммуникативных умениях ребенка. Педагоги коррекционных образовательных учреждений и семьи, воспитывающие ребенка, лишенного зрения, испытывают определенные сложности в связи с тем, что большинство средств для воспитания и развития детей рассчитаны на зрительное восприятие и не могут быть использованы для незрячего ребенка, так как основными механизмами его познавательной деятельности являются слух и осязание. Очевидно, что ребенок с ограниченным зрительным восприятием нуждается в дополнительных способах получения информации об окружающем мире, о его свойствах. Главным источником здесь по-прежнему остается книга. В России функционируют специальные библиотеки для слепых, фонд которых составляют периодические издания и книги не только в рельефно точечном формате и с укрупненным шрифтом, но и книги в аудиоформатах (на магнитных и электронных носителях), а также электронные базы данных. Но этого недостаточно. Незрячие и слабовидящие дети нуждаются в дополнительных формах и средствах, с помощью которых получат информацию об окружающем мире. Примечателен опыт работы со слепыми и слабовидящими младшими школьниками в Государственном Эрмитаже. Сотрудники музея совместно с тифлопедагогами коррекционной школы разработали особые экскурсии, где живо и образно описываются экспонаты музея, а многие из них можно потрогать руками. Для слепых посетителей во французских и многих других зоопарках мира установлены скульптуры животных рядом с клетками. Например, в зоопарке Дуэ-ля-Фонтэн на северо-западе Франции оборудован целый «осязательный маршрут» для незрячих. Сотрудники зоопарка организуют для всех желающих полуторачасовые экскурсии, во время которых посетителям завязывают глаза и они знакомятся с животным миром при помощи осязания и слуха. Примером своеобразного восприятия окружающего мира являются звуковые картины музыковеда, композитора Владимира Каллистова. Картины, написанные незрячим художником без кисти и красок, без видимых линий и форм экспонируются в совершенно тёмном зале. Искусство «звуковой живописи» базируется на слуховом восприятии с последующей трансформацией и воспроизведением звуков реальных или воображаемых ситуаций. В данном случае «художник» использует трёхмерное пространство помещения, в котором экспонируются картины, для того чтобы «разместить» в нём, соединить вместе звуковые символы той же действительности. Это искусство целиком и полностью виртуальное. Эти картины – звуковые файлы, созданные с помощью компьютерных программ для обработки звука. Для того, чтобы «увидеть» такую картину, необходимо использование квадрифонической аудиосистемы, позволяющей «заменить» материальное пространство экспозиционного зала виртуальным пространством самой картины. В Германии в 1990-м году Андреасом Хайнеке создана выставка «Диалоги в темноте», где окружающая среда приближена к реальной. Посетители в полной темноте на фоне различных звуков изучают экспозицию выставки. Рисование с «повязкой на глазах», по мнению автора удивительных картин Ирины Казьминой, – попытка смотреть сквозь то, что воспринимаемо глазами физически, и отражать это на бумаге цветами, видимыми обычно, без повязки на глазах. Такой способ рисования при временном исключении физического зрения при соответствующей настройке позволяет установить необычный диалог души с миром. Интуитивное отражение такого необычного мира возможно, в том числе с помощью так называемых мокрых красок: акварели, гуаши, темперы. Создание фантазий на бумаге ближе к экспрессионизму, в котором важнее всего восприятие автором любого объекта здесь и сейчас. При практически полном отсутствии навыков к рисованию можно сочетанием цветов, их переходами передать то, что трогает тебя в стихотворении, в природе, в человеке, в событии, в музыке. Прежде чем надеть повязку на глаза и забыть, как выглядит мир, следует разложить краски в понятном художнику порядке, объединив тюбики и баночки в группы цветов, сделать на них необходимые пометки. Человеку с проблемами физического зрения потребуется описать оттенки цветов. Что же касается людей, не имеющих возможность физически видеть от рождения, то именно они, вероятнее всего, могут в первую очередь стать художниками интуиции, рисовальщиками по наитию, прозревающими в суть предмета. Для более полной передачи информации в последние годы стали использовать тифлоперевод, который делает визуальные искусства доступными для незрячих и слабовидящих людей. С его помощью визуальное становится вербальным. Люди, использующие эту услугу в театрах, получают описание визуальных элементов представления при помощи небольшого приемника и наушников. Описание производится во время пауз в диалогах. В результате ощущение присутствия в театре приближается к восприятию зрячих. Эта же технология используется и в работе с другими визуальными формами искусства: в музеях, телепередачах и кинофильмах. Перечисленные формы контактов с окружающей средой позволяют людям воспринимать мир иначе, дают возможность представить и оценить мир звуков, запахов и тактильных ощущений. Особенно это важно для ближайшего окружения незрячего ребенка для лучшего понимания его внутреннего состояния. Существует еще один способ создания позитивного образа человека с нарушениями зрения – донесение до общественности информации об их потребностях через СМИ. Это газетные статьи, социальные ролики, документальные фильмы и т.д. Об эффективности такого рода мероприятий мне позволяет говорить большой опыт практической работы по проведению кинофестивалей по проблемам инвалидов, конкурсов среди журналистов и собственный опыт внештатного корреспондента республиканской газеты. Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что включение ребенка с нарушением зрения в социокультурное пространство будет способствовать его полноценному развитию, его интеграции в образовательную среду. Задача общества – создать все условия для этого и адекватно воспринимать его в социуме.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |