КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная компетентность социального педагога, его квалификационная характеристика
Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях. Социально-педагогическая деятельность осуществляется и в христианских конфессиях. Конфессии – разновидность исповедания, обладающая соответствующей организацией, особенностью вероучения и социальным устройством. Субъектами социально-педагогической деятельности выступают на макроуровне – церковь как централизованная религиозная организация, на мезоуровне – община, на микроуровне – каждый христианин. Объектами социально-педагогической деятельности являются все, попадающие под влияние церкви, особенно прихожане церкви и социально не защищенные слои населения. Главной миссией христианской педагогики является воспитание личности человека в “образ и подобие Бога”. Основным компонентом этого процесса является социальное перевоспитание в контексте социальной общины. Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий строится на принципах уважения к свободе вероисповедания, соблюдения прав и интересов ребенка, тщательного изучения процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае. Участие социального педагога в деятельности христианской общины сводится к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах. Сотрудничество между церковью и социальным педагогом основывается на положительных результатах влияния церковного общения на реабилитацию лиц с девиантным и делинквентным поведением, на решение судьбы ребенка в асоциальных семьях. Социально-педагогическая деятельность – многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической деятельности в стране требует, чтобы эту профессию избирали люди особых личностных качеств, так как она основана на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого - педагогической помощи человеку. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала: · глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь; · в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков; · обладающего определенными способностями. В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием “профессиональная ментальность”. Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентаций, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Профессиональная ментальность в психологических исследованиях характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею. С понятием “профессиональная ментальность” связано понятие “профессиональная пригодность”. Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений общественно приемлемой эффективности деятельности. Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии “социальный педагог” должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального педагога как профессионала. Несомненная трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика – новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее многие ученые исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их индивидуально-психологические особенности и специальные способности. В качестве специальных способностей выделяют следующие: · наблюдательность; · способность быстро ориентироваться в ситуации; · интуицию; · эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки); · рефлексию; · самоконтроль. Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как: · общительность; · ориентация на взаимодействие с людьми; · доброта; · любознательность; · твердость в отстаивании своей точки зрения; · оптимизм; · умение найти выход из спорных ситуаций; · старательность; · нервно-психическая устойчивость. Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере “человек – человек”, которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений. Социально-педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Социально-педагогическая деятельность – многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни работал социальный педагог (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, и в первую очередь – с детьми. Его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома “эмоционального сгорания”, выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах. Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы. Важной характеристикой социального педагога является характеристика “Я-образа”, предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью “Я-образа” является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости. Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? чем измерить его альтруизм, гуманизм? Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые. Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога: · гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.); · психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); · психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); · психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности – принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности – принятие собственного “Я”, реальная оценка себя; чувство принадлежности – закрепление себя в какой-то группе; чувство цели – определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности – уверенность в собственном профессионализме. Следующая группа качеств представляет психологические характеристикиличности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к: · психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению); · психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания); · эмоциональным состояниям (сдержанность); · волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности. К четвертой группе качеств относятся: · коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); · эмпатичность; · визуальность (внешняя привлекательность); · красноречивость (умение внушать и убеждать); · перцептивность (восприятие человека человеком). Перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако они задают профиль личности социального педагога. В Кодексе этики социального педагога определены следующие позиции: – не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности; – уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта; – быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определять пути решения проблемы; уметь быть интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; – быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи; – уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; – исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения; – соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента; – уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики; – вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности; – полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных; – не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги, только добровольно предлагаемую и на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу; – стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях; – защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег; – всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения; – содействовать развитию благосостояния общества; Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста – важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |