Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическое и теоретическое исследование в социальной педагогике




Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства, строя научные теории, использует свой понятийный и категориальный аппарат. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как результат научного исследования. Методы исследования важны для социальной педагогики, так как способствуют ее дальнейшему развитию и совершенствованию как науки.

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое, сравнительная характеристика которых представлена в таблице.

 

Эмпирическое познание (эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания) строится на изучении реальной действительности, практического опыта, а соответственно используют его в основном практики (учителя, психологи, социальные педагоги).

Теоретическими исследованиями занимаются специально подготовленные для этого люди, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.

Различаются эмпирическое и теоретическое исследования и методами познания. Кроме представленных в таблице можно назвать анализ – синтез, индукцию – дедукцию, которые используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности. Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, сформулировать законы, на основе которых можно проектировать развитие будущих событий. Переход от эмпирического уровня к теоретическому означает качественный скачок в знании.

Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению.

Различают три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.

1 этап исследования. Выбор области исследования, определение проблемы (теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен и на который нужно ответить), уточнение темы исследования, предварительная формулировка гипотезы и задач исследования. Исследование начинается с изучения литературных источников и обобщения опыта практической деятельности, изучения базовых, основных понятий, составляется тезаурус (описание системы знаний о той или иной действительности). Они представляют собой словарь дескрипторов (лексическая единица, которой придается однозначный смысл). Такими дескрипторными словами, например, могут выступать “социальная педагогика”, “социально-педагогическое исследование”, “социальное воспитание”.

2 этап исследования. Собственно исследовательский. Этот этап у каждого исследователя протекает по-своему. Общее же для всех исследований – выбор метода (о методах социально-педагогических исследований см. §6.2.)

3 этап исследования. Оформление результатов научного исследования, в зависимости от целей исследования и уровня исследования. Для студента – это курсовые и дипломные работы. Для начинающего ученого – защита магистерской, или кандидатской диссертации. В большинстве случаев научные работы оформляются как различные научные издания: монографии, учебные пособия, методические рекомендации.

Научное исследование в области социальной педагогики принято называть социально-педагогическим. Оно представляет собой специально организованный процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях социализации ребенка, развитие теории и истории социальной педагогики, методики и технологий социально-педагогической деятельности. Процесс социально-педагогического исследования динамичный, развивающийся, так как растет и развивается ребенок, меняется окружающая его среда и его взаимоотношения с ней.

В России социально-педагогическое исследование решает ряд задач:

- уточнения теоретической базы социальной педагогики (уточнение предмета и объекта исследования, разработка понятийно-категориальной системы, выявление специфики методов исследования и др.). Теоретические проблемы связаны с построением современных социально-педагогических, социально-психологических, философско-социальных, историко-социальных и других концепций социальной педагогики, диагностированием и прогнозированием социально-педагогических явлений;

- разработка теорий, обслуживающих непосредственно социально-педагогическую деятельность: исследование содержания, методов и средств, используемых в деятельности социального педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекционной педагогикой, историей социальной педагогики; разработка технологий деятельности социального педагога с различными категориями детей;

- профессиональной подготовки социального педагога (разработка концепции подготовки, уточнение стандартов профессиональной подготовки, подготовка комплекса учебных пособий и т.д.).

Специалист в области социальной педагогики должен стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и исследовательскую работу.

1. Вовлеченный в исследовательскую работу, он должен четко осознавать, какие последствия эта работа может иметь для человека, для личности.

2. Вовлеченный в исследовательскую работу, он должен удостовериться в том, что все участники объединены на основе добровольности и информированности, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих.

3. Вовлеченный в эксперимент, он должен защитить участников от незаконного физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения.

4. Информация, полученная об участниках исследования за время его проведения, должна рассматриваться как конфиденциальная.

Эффективность научных исследований в социальной педагогике во многом зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.