Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существуют различные виды исследовательского наблюдения




Источники социально-педагогического исследования.

Метод в самом общем значении – способ достижения цели, он является условием и средством получения новых знаний, инструментом для решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности.

Социальная педагогика на данном этапе развития использует как общенаучные методы исследования, так и методы наук, близких ей по предмету исследования (педагогические, психологические, социологические).

Для построения теории ученые используют такие известные в педагогике и социологии методы, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел и др.

Наблюдение – метод познания социально-педагогических явлений на основе их непосредственного восприятия. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи социального педагога с объектом наблюдения. Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цель, задачи, время, длительность и предполагаемый результат. Результаты наблюдения дают социальному педагогу основу для корректировки и проектирования дальнейшей деятельности.

При непосредственном наблюдении между объектом и его исследователем (социальным педагогом) имеются прямые отношения, напрямую установлены связи, без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное), исследователь-руководитель педагогического процесса, исследователь- участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых). В зависимости от роли, в которой социальный педагог выступает, строится программа наблюдения, выбирается методика и техника накопления и фиксирования фактов.

Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется, в основном, через деятельность посредников, работающих по заданию исследователя.

При открытом наблюдении присутствует посторонний наблюдатель (социальный педагог в этом случае осознает факт присутствия постороннего и организует этап привыкания). Однако для получения достоверной информации открытого наблюдения недостаточно.

Скрытое наблюдение (конспиративное) дает реалистическую картину процесса.

Непрерывное наблюдение используется в том случае, когда возникает необходимость исследовать процесс полностью, от его начала до завершения. Невозможно непрерывное наблюдение в том случае, когда его предметом становится процесс, границы которого отдалены друг от друга, а сам он носит пунктирный характер. В этом случае обращаются к дискретному (прерывистому) наблюдению.

Узкоспециальное наблюдение предпочтительно тогда, если возникает задача вычленения из сплошного, целого объекта наблюдения такого педагогического явления, которое предопределяется целью научного поиска.

Опросные методы. Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, педагогике и других науках. К опросным методам традиционно относят устный (беседа, интервью) и письменный (анкетирование) опрос. Целью опросных методов является выявление опыта, оценки, точки зрения ребенка или группы детей. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Она допускает обмен мнением, спор, дискуссию, она может быть индивидуальной или групповой. Успех беседы зависит от заинтересованности исследователя в предмете разговора, от умения вызвать собеседника на откровенность. Интервью является разновидностью беседы. Беседа носит характер взаимного обмена информацией, а в интервью социальный педагог спрашивает исследуемого, воздерживаясь от собственных высказываний по затронутому вопросу, чтобы не повлиять на мнение собеседника. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых.

Основа опросного метода – вопросы, которые могут быть открытого (не предлагаются варианты ответов), закрытого типа (предлагаются варианты ответов, из которых необходимо выбрать свой) и полузакрытого типа (предлагается выбрать один или несколько ответов из предложенных, но в то же время предоставляется возможность высказать собственное мнение). Методы устного опроса трудоемки и не дают возможность охватить большое количество испытуемых, но привлекают живым контактом исследователя с испытуемым. Метод анкетирования, напротив, характеризуется большим охватом испытуемых. Он более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. На результативность анкетирования влияет, прежде всего, качество подобранных вопросов. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его обращении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследователя. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. При заполнении таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического опроса. Известны три типа анкет: открытая (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого); закрытая (на каждый вопрос даются готовые ответы на выбор испытуемого); смешанная (содержит элементы открытой и закрытой).

В научных исследованиях по социальной педагогике активно используется моделирование. Это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом, специально созданном для его изучения. Второй объект – модель первого, соответственно в основе моделирования лежит определенное соответствие (не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. В социальной педагогике моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которых происходит выделение сторон моделируемых объектов, отображаемых на модели. В процессе создания теории широкое применение находят модельные представления (или модели-представления), которые могут быть идеализированными объектами исследования и в этой функции служат неизменным средством теоретического педагогического анализа. Любое теоретическое представление о каком-либо объекте можно рассматривать как качественную модель этого объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.