Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова, Г. Я




Челябинск

КУРС ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЕДАГОГИКА

Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева

 

УДК 371. 011. (021)

ББК 74. 200.504. Я 73

Г 75

Тулькибаева, Н.Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Авт.-сост. Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-таГОУ ВПО «ЧГПУ», 2007. – 195 с.

 

Учебное пособие отражает содержание разделов курса «Педагогика»: теория обучения, теория и методика воспитания, педагогика межнационального общения, социальная педагогика, педагогические технологии, психолого-педагогический практикум. Содержит примерное содержание лекций, семинарских и практических занятий, темы рефератов и сообщений, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы. Работа соответствует государственному стандарту базового педагогического образования будущих учителей.

Учебно-методическое пособие предназначено учителям школ, студентам педагогических вузов, а также всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения.

 

Рецензенты:

Дуранов М.Е., доктор педагогических наук, профессор ЧГАКИ;

Трубайчук Л.В.,доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ

 

 

ISBN 5-85716-692-6

 

© Издательство Челябинского

государственного педагогического

университета, 2007

© Тулькибаева Н.Н., Большакова З.М.,

Гревцева Г.Я.,2007

Если учитель соединяет в себе любовь к делу

и к ученикам, он совершенный учитель /Л. Толстой/

 

Учитель – ключевая фигура в образовании, его профессионализм является фактором, который определит успех или неудачу любых изменений в этой сфере. Сейчас при обсуждении приоритетов государственной образовательной политики повышение профессионализма педагогов признается важнейшим условием обновления системы образования России.

Новые подходы к проблеме подготовки современного учителя нашли отражение в государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования 2000 года. В документе делается акцент на формирование теоретической и практической профессионально-педагогической компетенции выпускника педагогического вуза, отмечается, что будущий учитель призван способствовать социализации, формированию общей культуры учащихся.

Предлагаемые программы по разделам курса «Педагогика» разработаны на основе Государственного образовательного стандарта общепедагогической подготовки. Основная цель– формирование у студентов профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса. Материал пособия ориентирован на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом совершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции.

В содержание лекционного курса входит рассмотрение вопросов культурно-исторического характера, становления и развития воспитательной системы и педагогических концепций. Образование представлено как важнейшая сфера духовной деятельности.

В рамках курса наряду с лекционными занятиями определена система лабораторно-практических занятий. Они призваны:

· способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и др. педагогических умений и рефлексивных способностей;

· формировать представление о путях и средствах совершенствования мастерства учителя;

· создавать условия к овладению педагогической техникой ведения учебных занятий.

Логика построения семинарских и лабораторных занятий опирается на принципы комплексности и интегративности в решении задач профессиональной подготовки студента – практиканта и учителя, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода. Особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и общения передового педагогического опыта, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения (проблемные семинары).

Подготовка к семинарским занятиям включает несколько этапов: 1) теоретический (знакомство с литературой, доклады, рефераты и т.п.); 2) теоретико-практический (таблицы, диаграммы и т.п.); 3) презентационный; 4) аналитический (анализ методики проведения формы семинарского занятия). Функция практических занятий: отработка у студентов профессиональных умений и навыков и применение знаний на практике. Содержание лабораторных занятий укладывается и в рамки деловых, ролевых игр и т.п. С целью осуществления самооценки студентами степени усвоения учебного материала предложены задания для самоконтроля.

Региональный компонент представлен на основе материалов исследований авторов и кафедры педагогики Челябинского государственного педагогического университета.

В основу построения курса положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики:

· идеи целостности педагогической деятельности;

· положения онтологического и антропологического подходов в воспитании;

· гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании;

· основные выводы педагогики отношений; главные ориентиры многоуровневого педагогического образования.

В структуре учебного пособия имеются:

1) лекции по разделам педагогики: теория обучения, теория и методика воспитания, педагогика межнационального общения, социальная педагогика, педагогические технологии;

2) планы практических и лабораторных занятий, вопросы для размышления, практические задания для индивидуальной самостоятельной работы;

3) вопросы к экзамену (зачету);

4) примерный перечень возможных курсовых и дипломных работ;

5) список рекомендуемой литературы;

6) список словарей и энциклопедий.

Изучение курса осуществляется путем освоения современных образовательных технологий и использования диалоговых форм обучения. Каждая лекция сопровождается вопросами для более углубленного осмысления материала. Самостоятельная работа студентов контролируется с помощью методики создания «рабочего портфеля» саморазвития.

 

 

ГЛАВА I. ЛЕКЦИИ ПО РАЗДЕЛУ КУРСА «ПЕДАГОГИКА»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.