Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система принципов




Определение принципа воспитания и основания для классификации создания принципов. Принципы воспитания

Законы воспитания

Три основных закона (из педагогического опыта А.С. Макаренко, теоретического наследия И.Ф. Козлова в интерпретации В.М. Коротова [23, с. 55– 60].

1. Закон параллельного педагогического действия. «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф. Козлов).

2. Единство воспитания и жизни детей. «Каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности» (И.Ф. Козлов).

3. Закон исторической обусловленности воспитания, отражающей зависимость содержания воспитания от конкретного исторического периода, в котором новое поколение вступает в жизнь и овладевает опытом, который сложился на данный момент.

 

Принцип (от лат. Principium – основа, начало) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения… [47, с. 490].

В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, которые представляют собой исходные, общие руководящие положения, определяющие сущность его, основные требования, содержание и методику.

Принципы воспитания позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания (отношения). Выделим основные принципы воспитания.

1. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения.

2. Принцип природосообразности.

3. Принцип культуросообразности (Я.А. Коменский).

4. Принцип связи воспитания с жизнью (аспекты: 1) поддерживает ребенка в трудностях; 2) педагог передает собственный опыт; 3) конструирование жизненного опыта воспитанника).

5. Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании.

6. Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть:

1) условное принятие – если ты, то я…;

2) безусловное принятие одного человека другим. Три образа: «Я принимаю тебя уже только за то, что ты есть на этом свете», «Я принимаю тебя таким, каков ты есть», «Я принимаю тебя с твоим потенциалом к изменению». Названный принцип определяет сущность личностно ориентированного подхода к воспитанию. И в тоже время является основополагающим принципом гуманистической педагогики.

7. Принцип уважительного отношения к ребенку (две грани: уважая – беречь; вторая грань уважения – возрастающая мера требовательности к человеку).

8. Принцип «подхода к человеку с оптимической гипотезой», пусть даже с некоторым риском ошибиться (А.С. Макаренко). Воспитанники А.С. Макаренко создали предприятие по производству фотоаппарата «Зенит», технология которого выдержала конкуренцию на протяжении более половины века.

9. Принцип воспитания в коллективе. При этом основной характеристикой может быть его референтность.

10. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальный особенностей, который возможно рассматривать как конкретное воплощение принципа природосообразности.

Для теории и методики воспитания важно создание системы принципов. Ведущие принципы воспитания из зоны ближайших интересов целесообразно условно разбить на три группы: принципы воспитания, принципы организации воспитательной работы и принципы опережающей воспитательной работы.

Особую миссию в практике воспитания выполняют принципы из зоны ближайших интересов. Первая группа – принципы воспитания:

1. Принцип гуманизации (в Законе «Об образовании», 1992, признание человека высшей ценностью).

2. Принцип толерантности, провозглашенный ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий.

3. Принцип самореализации (самости обучения, воспитания, актуализации, реализации [1].

Принципы организации воспитательной работы:

1. Принцип коллективизма, группового воспитания.

2. Принцип универсализации воспитания (образовательное учреждение, семья, социум).

3. Принцип сопряженной возрастной идеологии воспитания (педология – наука, изучающая возрастное развитие и выявляющая его закономерности).

4. Принцип совместной творческой работы учащихся, родителей, педагогов.

5. Принцип вариативности воспитания (ситуация выбора).

6. Принцип умеренного традиционализма.

7. Принцип исторической преемственности.

Принципы опережающей воспитательной работы:

1. Ведущий принцип – принцип организации воспитательной работы с ориентацией на зону ближайших интересов, жизненных ценностей и приоритетов современной молодежи.

2. Принцип организации воспитательной работы на базе предварительной социо-педагогической диагностики и социологических исследований субъектов воспитательного процесса.

3. Принцип организации воспитательной работы на основе не авторитарных моделей и планов, планов-ориентиров, моделей механизмов, развивающих инициативу и творчество их исполнителей.

4. Принцип создания дифференцированных моделей и механизмов воспитательной работы, отражающих специфику контингента учащихся региона, социумов и общественных отношений.

5. Принцип организации воздействия на человека всей системы общественных связей в совокупности с разнообразным субъект-субъектным взаимодействием, но с преимущественным воздействием на учащихся со стороны воспитателей-педагогов.

6. Принцип преемственности и взаимосвязи лучших традиций воспитательной работы с целями и задачами воспитания в современных условиях. Зона ближайших интересов (з.б.и.) – это учет набора личностных характеристик (качеств, увлечений, социальных стремлений, ценностных

мотивов и ориентаций), лежащих в основе мотивированного отношения молодежи к окружающей действительности. Это системы, которые выступают в качестве условия продуктивной деятельности молодежи.

Таким образом, набор характеристик, качеств и сопутствующим им интересов, осуществляя побудительные воздействия, вызывает существенные сдвиги в поведении, уровне притязаний молодежи, системе отношений между субъектами взаимодействия и обучения, что особенно важно в учебно-воспитательном процессе.

Принцип, как ориентация на зону ближайших интересов, «развивает и распространяет на сферу воспитания теоретическое положение Л.С. Выготский о «зоне ближайшего развития» (И. Смирнов, Е. Ткаченко). Оно обосновывает эффективность такого воспитания и обучения, которые идут впереди развития, тянут его за собой, выявляя возможности ребенка.

С точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод позитивным, который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности.

Принцип – обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. Вместе с тем, в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами – более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований.

Принципы воспитания – это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного их воплощения в практику.

Принципы воспитания требуют комплексного использования – не поочередно, не поэтапно, не изолированно, а одновременно и фронтально следует их применять. Принципы воспитания – это не рецепты и не правило, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога.

Вопросы для самостоятельного осмысления

1. В принципах детализируются концептуальные установки педагога, осознание егопрофессионально-педагогической или исследовательской позиции. Система принципов, направленных на реализацию ценностно-целевых установок педагога, составляет ядро профессионально-педагогической концепции.

· Что понимает учитель в качестве идеального педагогического

результата своей деятельности в данных условиях?

· Какими принципами руководствуется педагог, реализуя

в воспитательной деятельности свои целевые установки?

· Как названные и раскрытые в данной лекции принципы воспитания

отвечают понятию «гуманистическая педагогика»?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.