КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работы по истории педагогики
Педагогические воззрения Д.И.Менделеева 1. В 60 - 70-е гг. XIX века оригинальные мысли о воспитании были высказаны и профессиональными революционерами. Влияние их на русское учительство эпохи "хождения" в народ и после было довольно значительно. Среди этих мыслителей прежде всего следует назвать Михаила Александровича Бакунина (1814 - 1876), взгляды которого во многом формировались под влиянием западников 40-х гг. XIX века. В 60-е гг. он возглавил анархическое направление в русской революционно-демократической мысли, а в 70-е гг. - движение революционных народников. М.А. Бакунин: • последовательно выступал против идеи религиозного воспитания, объявив себя сторонником рационального образования, дающего людям силу; • анархическое переустройство общества снизу вверх могло бы создать равные условия для всеобщего образования, ликвидируя гнет "былых авторитетов"; • конечная цель воспитания должна состоять в формировании людей свободных, полных уважения и любви к свободе других; • выступал за полное разрушение имеющихся в России школ. Вместо них должны быть организованы центры "взаимного обучения", созданные самим народом, так называемые "вольные академии". Близкую позицию занимали и такие мыслители, как Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900), Николай Константинович Михайловский (1842 -1904), которые полагали, что человек активен и добр по своей природе и готов действовать на благо людей. Поэтому воспитание должно лишь раскрыть эту заложенную природой особенность человеческой природы, которая станет основой формирования общественно-активной личности, исповедующей рациональную философию действия и постоянного самосовершенствования. 2. Педагогические идеи Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) явились частью его социальной утопии. Центральным понятием в его теории анархического коммунизма явилось понятие "взаимопомощь". По его мысли, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятельности, необходимо воспитывать в детях "инстинкт общительности" как основы нравственности. Эта мысль находит последующее развитие в идее коллективизма и коллективного воспитания. 3. Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) в своих педагогических статьях "О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей", "О народном просвещении в России" высказал ряд интересных мыслей: • о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны и народа; • об изучении в средней школе основ наук, прежде всего математики и естествознания; • о соединении теории с практическими занятиями; • о включении в содержание образования ручного труда, пения и физического воспитания. 4. В конце XIX века появились крупные работы по истории педагогики. Зачинателем этого направления в отечественной педагогике был друг и соратник К.Д. Ушинского, учитель и детский поэт Лев Николаевич Модзалевский (1837 - 1896), автор историко-педагогического исследования "Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен", одного из первых исследователей педагогического наследия Я.А. Коменского. Вслед за Л.Н. Модзалевским историко-педагогические проблемы исследовали Михаил Иванович Демков (1859 - 1939) и Петр Федорович Каптер ев(1849- 1922). Использованные источники: История педагогики и образования. С. 370 - 372. Вопрос 72. Движение за реформу школьного дела в странах Западной Европы и США в конце XIX века
1. Отставание старой школы 2. Основные проблемы национальных систем образования 3. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в. 4. Проблема модернизации содержания и методов образования и воспитания 1. Конец XIX века отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. В этих условиях стало более явным уже ранее ощущавшееся несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политическим требованиям развития этих стран. Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями вызвали появление педагогических движений, требовавших реформирования школы всех ступеней. Основными поворотными моментами в истории школы явились создание в последней трети XIX века национальных систем народного образования, поиски направления и путей реформирования самой школы. 2. Перед всеми странами Западной Европы и США стояла одна и та же задача - привести школу в соответствие с экономическими и политическими требованиями эпохи. Однако в каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы: • в США - резкое отставание сельской школы от городской, не отвечающие требованиям времени учебные планы и программы средней школы; • в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, традиционализм классического среднего образования; • в Германии - сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения, интенсивное вмешательство церкви в дело народного просвещения; • во Франции - заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования. 3. Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы, часто подводятся под общее понятие "реформаторская педагогика", или "движение нового воспитания". Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников: • "свободного воспитания", • "трудовой школы", • "школы действия", • "социальной, педагогики", • "прагматической педагогики", • "прогрессивного воспитания". Весьма трудным представляется дать классификацию всех течений, поскольку в их концепциях были и общие идеи, и специфические, присущие каждому из них особенности. 4. Проблема модернизации содержания и методов образования и воспитания вызывала бурные споры как между представителями классического и естественнонаучного образования, так и среди тех, кто пытался соединить оба эти направления. Педагогическая проблематика оказалась в центре общественных дискуссий той эпохи. Для разрешения актуальнейших проблем педагогики того времени нужны были новые теоретические подходы, квалифицированные специалисты, серьезная переоценка предшествующего развития педагогической теории и образовательной практики. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 374 - 375. Латышина Д.И. История педагогики. С. 376.
Вопрос 73. Представители социальной педагогики
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |