Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система сенсорного воспитания М.Монтессори




Наиболее известные представители

Основные идеи теории свободного воспитания

1. В основе теории свободного воспитания лежит принцип педоцентризма в воспитании: характер педагогического процесса определяется главным образом проявлением склонностей детей в процессе практической дея­тельности и поэтому для расширения возможностей индивидуализации обучения необходимы эффективные средства определения задатков, способностей и интеллектуального уровня каждого ребенка с тем, что­бы помочь ему выбрать свой будущий жизненный путь.

Педоцентристы доказывали, что планомерное, систематическое обу­чение и воспитание детей по заранее разработанным программам про­тиворечит природе развития ребенка, и поэтому организацию педаго­гического процесса следует строить, исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Главными представителями теории свободного воспитания считаются Эллен Кей, Фриц Гансберг и Людвиг Гурлитт.

2. Шведская писательница и педагог Эллен Кей (1849 - 1926) призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнс­ких функций и одной из наиболее актуальных задач современного обще­ства считала создание нового поколения образованных матерей, способ­ных уберечь своих детей от обезличивания. Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индивидуальности ребенка. Школа, в свою очередь, также должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех при­сущих им дарований.

Немецкие педагоги Фриц Гансберг (1871 - 1950) и Людвиг Гурлитт (1855 - 1931) разделяли эту точку зрения.

Ф. Гансберг видел путь формирования личности ребенка в стимулиро­вании его творческого саморазвития.

Л. Гурлитт обосновывал идею о том, что воспитание не должно пресле­довать практических целей (чего в большинстве своем требовала обще­ственность), а нужно преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заме­нены спортом, играми, беседами, творческими работами, т. е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Тради­ционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности.

3. К тому же направлению реформаторской педагогики можно отнести идеи и деятельность итальянского врача-психиатра и педагога Марии Монтессори (1870 - 1952).

Основой обучения в дошкольном возрасте М. Монтессори считала сен­сорное развитие, которое осуществляла с помощью организации окру­жающей среды и занятий с дидактическим материалом.

Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением осо­бых (сензитивных) периодов повышенной восприимчивости детей к опре­деленным воздействиям окружающей среды.

В процессе развития ребенка Монтессори выделяет три фазы: 0 - 6, 6 -12 и 12 - 18 лет.

Первая фаза (от 0 до 6) является наиболее сензитивной для сенсорного развития. Она характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружаю­щего мира. В соответствии с космическим планом ребенок "решает" внут­реннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, "эмоциональным камертоном", сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом матери. Его впитыва­ющее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Мон­тессори. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 376 - 378.

 

Вопрос 78. Представители экспериментальной педагогики

1. Основные идеи экспериментальной педагогики

2. Педология

3. Бихевиоризм




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.