Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерес - лучшее побуждение




СТИМУЛИРОВАНИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ К ПОРЯДКУ

Часть 4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Ребенка лучше похвалить, чем отругать

 

 

Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более

действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка

противоположную реакцию - открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой

и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

 

Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже

хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама

говорит: "нельзя" и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это

неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей

не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно,

лучше похвалить его: "Какой ты у меня большой стал", затем отлить немного

сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.

 

Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в

провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он

играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. "Ты поиграешь мне?" -

спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил

ребенка: "Замечательно, замечательно", - и добавил: "А я играю это так. Как

ты думаешь, у тебя получится так же?" - "Получится", - ответил мальчик и

снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него

стало получаться лучше.

 

Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал

поддержки, похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если

не порицать их, а хвалить.

 

Разумеется, быаают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но

вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или

попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, которую вы еще не прочитали,

то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам,

можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать,

вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете

предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете

предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить,

почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он

услышит ноту убежденности в вашем голосе, и это на него подействует

положительно.

 

 

 

 

 

 

 

Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку

на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и

резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются

заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и

истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется

тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство

собственного "Я", которое не терпит никакого насилия.

 

Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но

не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается

и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех

месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и

вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка

достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех

детей разный. Самый долгий - 6 месяцев.

 

Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес, а это лучшее

побуждение. По его мнению, принуждение - худший способ обучения. Если у

ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое

время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к

предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная

задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, - пробудить

интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше

заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его

интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей - подготовить

ребенка к обучению.

 

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например,

для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть

достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось

желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые,

равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви

было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения

интереса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.