КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия гуманизации образования
1. При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания как школьного предмета, так и вузовской дисциплины. Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей обучения, выбор методов, форм и приемов работы. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе, иногда – в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого. 2. Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует взаимодействия обучающего и обучаемого с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения. 3. Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения. Из этого следует, что готовые программы и планы, несмотря на их большой выбор в настоящее время, не могут использоваться механически. Заранее программа может быть составлена только в общем виде, уточнить выбор тем и количество часов для их изучения следует после анализа потребностей, запросов и пожеланий обучающихся, а также представлений преподавателя об уровне их подготовки, что выявляется в начале курса путем анкетирования, беседы, тестирования. 4. Существующая ныне вариативность содержания обучения позволяет предоставлять давать учащимся право выбора на различных этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и молодежи и высоко ими ценится. Особо нужно отметить использование учебников. В современных условиях существуют вариативные учебники и учебные пособия. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить обучающихся с различными учебниками, пособиями, монографиями, хрестоматиями, охарактеризовать их с точки зрения современных научных подходов, предлагаемой системы взглядов на изучаемую дисциплину. Кроме того, в школе и на первых курсах вузов важно научить пользоваться научным и справочным аппаратом книги, посоветовать, в каких случаях эффективность использования того или другого пособия выше. Даже при наличии авторского учебника преподаватель все-таки должен ориентировать на право выбора учебника или пособия студентами при самостоятельной работе над материалом. Преподаватель рекомендует использовать разную учебную и справочную литературу, учит формировать собственное мнение, познакомившись с различными взглядами на изучаемую проблему. В таком случае преподаватель выступает как организатор работы с литературой, направляющий и помогающий рациональной организации данного вида деятельности. 5. При обучении, ориентированном на личность, построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации – это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Данная учебная ситуация - это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения, креативному подходу к процессу познания. Такая психолого-педагогическая среда - и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |