КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность гуманистической педагогики. Краткая характеристика педагогических взглядов В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили. Условия гуманизации образования
Методы организации деятельности и опыта общественного поведенияМетоды данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся: упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций. Классификации методов воспитания. Краткая характеристика методов формирования сознания, методов организации деятельности и опыта общественного поведения, методов стимулирования и коррекции поведения. Методика КТД. Метод воспитания – способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Метод воспитания – это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия. В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания (Щукина, Баранский, Сластенин): методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, требование, общественное мнение); методы стимулирования деятельности и коррекции поведения (соревнование, поощрение, наказание). КТД – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Виды КТД: 1) Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская). 2) Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал). 3) Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий). 4) Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт"). 5) Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы). 6) Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета,коллективное планирование,общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы) Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников. Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. 1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.) 2 стадия – коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение. 3 стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. 4 стадия – проведение КТД. 5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? 6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Психолого-педагогические условия организации КТД: П е р в о е у с л о в и е- общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. Говоря кратко, воспитывать- значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни- людям, труду, природе, культуре - как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам. В т о р о е у с л о в и е - единство уважения и товарищеской требовательности. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника - в настоящем и будущем- общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.Макаренко) взрослого. Т р е т ь е у с л о в и е - единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера. Ч е т в е р т о е у с л о в и е - единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников- взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив- старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность. П я т о е у с л о в и е - творчество, а не шаблон. Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия- незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия. Билет№5. Классификации методов воспитания. Краткая характеристика методов формирования сознания, методов организации деятельности и опыта общественного поведения, методов стимулирования и коррекции поведения. Методика КТД. Классификация методов воспитания Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности. Методы формирования сознания Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т. е. ориентация на слово, которое, будучи сильнейшим воспитательным средством, может быть обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побудить его к размышлениям и переживаниям. Слово помогает воспитанниками осмыслить свой жизненный опыт, мотивацию своих поступков. Однако само по себе словесное воздействие на воспитанника в отрыве от других методов воспитания недостаточно эффективно и не может сформировать устойчивые убеждения. Среди методов формирования сознания личности чаще всего используются: убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры. Убеждение предполагает разумное доказательство. Рассказ- это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий. Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников. Диспут – это живой горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников. Пример – это воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизирующий их деятельность. Суть упражнений состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют, когда необходимо сформировать требуемое качество быстро и на высоком уровне. Требование – это метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств. Для требования характерны: императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем при этом возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.) Создание воспитывающих ситуаций. В оспитывающими называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо ситуацию, проблему. А воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Методы стимулирования поведения и деятельности. Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования лежит воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Они оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять конкретными чувствами, понимать свои эмоциональные состояния и порождающие их причины. Данные методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения.Среди методов стимулирования поведения и деятельности выделяют поощрение, наказание и соревнование. Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Соревнование – это метод, направленный на удовлетворение естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Гуманизм — это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Гуманистическая педагогика требует ставить ученика в центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие. Гуманистическая педагогика исходит из идеи гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал – здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно величайшей потребностью человеческого существования. Одна из главных особенностей гуманистической педагогики заключается в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, относится к ним как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка в его поступках есть личностный смысл, есть и личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личностного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести. [3. C. 13] К достоинствам гуманистической педагогики относится, прежде всего, внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности, поскольку это ведет не только к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, но и представляет моральную и социальную опасность. На основе изученных работ Ш. Амонашвили [1. C. 381], статей В.Я. Пилиповского [17. С. 101], Е.В. Бондаревской [3. C. 11-16] были выделены основное положения и принципы гуманистической педагогики: - поощрение инициативы учащихся, междисциплинарный подход; - акцент на теплые открытые отношения между участниками педагогического взаимодействия, отсутствие со стороны преподавателя пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений в учебной группе; - структурирование учебного процесса педагогом и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами; - ограничение роли педагога ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового прийти на помощь; - отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; - создание позитивной обстановки, атмосферы теплоты; - установление конструктивных межличностных отношений в классе, а также взаимное уважение и доверие между учителем и учащимися; - учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических суждений, если только учащийся сам не просит об этом; - признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); - доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников; - человеческое отношение к воспитаннику; уважение его прав и свобод; - предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; - уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; - уважение права ребенка быть самим собой; - ненасильственное формирование требуемых качеств; - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; - совместное обсуждение педагогом и учащимися проблем прогресса познания и способов его оценки, отказ от использования отметки как формы давления на учащихся. В основе педагогической теории Амонашвили – принцип самостоятельности или ограничения зависимости учащихся от учителя, когда учитываются все естественные склонности детей, сознательно создаются оптимальные условия для проявления самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся. Проблемные ситуации, которые создает талантливый педагог в процессе обучения и воспитания детей шести лет, основаны на глубоком знании психологии данного возраста, решают целый ряд педагогических задач, стимулируя проявление у детей инициатив различного характера: · познавательные;· самостоятельные (творческие);· деятельностные; · коллективные;· самопознание. В технологии создания проблемных ситуаций Амонашвили принципиальное значение имеет выбор методов и приемов, которые реализуют различные инициативы учащихся. 1. Методы и приемы, стимулирующие познавательные инициативы: · неожиданное решение задачи, противоречащее имеющемуся опыту детей; · насыщение заданий социально значимым содержанием; · включение детей в интеллектуально и эмоционально значимую ситуацию, когда они вынуждены задавать вопросы типа «почему»; · предоставление заданий с неопределенным окончанием (заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации); · демонстрации перспектив использования полученных знаний на практике (например, задачи, решаемые на математике, полезны на уроках труда); · моделирование реальных практических ситуаций; · непривычные задания, приводящие в движение накопленный опыт, придающий заданиям содержательный смысл. При реализации инициатив на стимуляцию познавательного развития детей, педагог обращает особое внимание на логику суждений детей с опорой на факты и допущения. Деятельность детей при таком подходе приобретает поисково-исследовательский характер, способствуя воспитанию продуктивного самостоятельного творческого мышления. 2. Методы и приемы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы: · самостоятельное творческое составление задачи (придумайте сложные примеры сами); · свобода выбора задач различного уровня сложности, предоставление детям возможности решать их на собственное усмотрение самостоятельно или группами; · микропреподавание (учитель дает возможность детям самостоятельно провести часть урока, семинара – «Кому сегодня быть учителем»); · составление аналогичных задач на новом содержании, интегрирование знаний из разных образовательных областей; · поиск аналогов в повседневной жизни; · перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями, совместный поиск правильных решений; · методы опережающего обучения (чтение материала новых уроков, проявление интереса к «взрослым» энциклопедиями и т.п.) 3. Методы и приемы стимулирования инициатив детей, возникающих в ходе осуществления деятельности: · вербальные и невербальные приемы поддержки и помощи детям (жестикулирование, нашептывание ответов, хоровые ответы и разрешенные подсказки, одобрительные прикосновения к детям); · создание эмоционально привлекательных ситуаций (решение задач с закрытыми глазами, решение за занавеской, нашептывание ответов на ухо, таинственные позы, секреты, раскрытия которых нужно еще подождать); · индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными, обращение к детям с «секретной» просьбой поддержать и похвалить товарища; · прием намеренной ошибки педагога, унижение собственного авторитета («А я этого и не знал»); · «интеллектуальные бои» (знания, которые необходимо «отнять», «добыть», проявив находчивость и изобретательность в процессе поиска); · прием совместного поиска решения, когда педагог намеренно выбирает неверный путь: (дается проблемная задача, дети самостоятельно размышляют, затем доказывают и опровергают варианты, учитель предлагает свой алогичный вариант, который дети опровергают); · прием лабиринта (одновременно выдвигается 5-6 готовых решений); · прием решения практических задач в социально значимой ситуации (проявить инициативу, направленную на подготовку к предстоящей деятельности). 4. Методы и приемы стимулирования коллективных инициатив учащихся: · создание соревновательной ситуации; · создание нравственных ситуаций, требующих проявления коллективной помощи; · создание ситуаций для проявления критических инициатив со стороны самих учеников (учитель намеренно не замечает социально неприемлемых форм поведения, давая детям возможность самим проявить неодобрение); · ситуации, в которых учащиеся сами предлагают себя в качестве исполнителей новых задач аналогичного содержания; · методы коллективного поиска истины, возможность объединиться в группы по собственному выбору с целью поиска истины. 5. Стимулирование самопознания и самоопределения детей: · создание ситуаций переживания и осмысления отношений людей (групповые разговоры с элементами дискуссии); · обращение ребенка к нравственным образцам («Уроки разговора с самим собой»: дети записывают в тетрадь свои размышления по определенной теме); · использование реальных жизненных ситуаций (педагог ориентируется на норму регуляции взаимоотношений в детской субкультуре: соблюдение очередности в игре, правила взаимопомощи и взаимовыручки, признание особого положения ведущего). Все вышеперечисленные методы и приемы организации педагогической работы с детьми направлены на поддержание позиции сотрудничества с ребенком в процессе собственного развития и обучения. педагог в специально организованных ситуациях создает ощущение переживания педагогического процесса ребенком не как принуждение, а как им же выбранного. Считаясь с чувством свободного выбора – психологическим состоянием, доминирующем у детей во время игры, взрослый занимает позицию искусного актера, когда зрители – дети забывают об условности происходящего и переживают все как реальность, действительность. Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше. Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |