Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная система: сущность, понятие, составляющие. Особенности гуманистических воспитательных систем. 1 часть




Теория ВС зародилась в 70-80 е г. – вырастает из коллективизма. Теория ВС использует наследие Макаренко, который создал одну из совершенных систем, в основе лежит коллективизм. У истоков теории ВС стояли: Л. И. Новикова, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, А.М.Сидоркин.

Существуют разны виды систем (технические, биологические, социальные). Социальные системы являются сложными системами, а воспитательная система – является сложно-организованной социальной системой.

В научной литературе существует несколько определений, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного понятия. Так, Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л.Селиванова и В.А.Караковский предлагают следующие:

  • "Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат".
  • "Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы."

Ядром любой воспитательной системы является единый разновозрастный коллектив, состоящий из дифференцированных более мелких коллективов, как постоянных, так и временных. Признаки системности есть во всех пед.учреждениях. Воспитательная система не формируется на базе дошкольного учреждения. Наиболее продуктивная база для развития ВС – это учреждения школьного типа (школа, интернат, дом творчества, ДОЛ и т.п.).

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью. системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:
а) цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Этапы становления ВС:

1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников

2 - отработка содержания деятельности. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива,

3- завершающий этап - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью,

4 –обновление и перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем

Воспитательные системы могут быть как гуманистического, так и негуманистического характера. Главная цель гуманистической воспитательной системы – создание максимальных условий для развития и воспитания каждого субъекта.

Признаки гуманистической ВС:

Внутренние признаки

1) Чувство принадлежности данному сообществу, которое предполагает наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа своего сообщества в его неповторимости, наличие представлений о его прошлом и настоящем, его месте в окружающем мире. Чувство принадлежности возникает только тогда, когда удовлетворяются базовые потребности развивающейся личности: потребность в общении, досуге, самовыражении, творчестве и т.д. Чувство принадлежности предполагает наличие ответственности за сообщество, описывает качество отношений, поэтому это внутренний признак

2) Чувство защищенности, которое предполагает реализацию защитной функции коллектива по отношению к личности каждого субъекта, превращение коллектива в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей

Внешние признаки

1) Наличие микрокультуры, т.е формирование устойчивых структур жизнедеятельности, отражающих ЗОЖ коллектива в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность, повседневность, праздники и будни). Микрокультура реализуется в таких устойчивых формах жизни, как традиции, ритуалы, привычки, стандарты поведения, следование принятым ценностям. Основной функцией микрокультуры является сплочение коллектива на эмоциональном уровне. Микрокультура носит оригинальный характер, она может быть формализованная и неформализованная. Неформализованная выражается в традициях поведенческих стереотипах, нет устойчивости. Формализованная обретает устойчивую, зримую форму выражения (знамя, форма, гимн, структура самоуправления, речевки). Представляется важным, чтобы микрокультура была следствием детской инициативы.

2) Наличие пед.освоенной среды, которая предполагает целесообразную организацию предметной, пространственной, природной, архитектурной среды

ВС как целостная воспитательная концепция педагогического коллектива (авторские школы):- ВС К.И. Май (гармоничное развитие всех природных задатков человека)

- ВС А.С. Макаренко (организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей)- ВС В.Н. Сороки-Россинского (школа им.Достоевского)- ВС Януша Корчака (Дом сирот, дом ребенка)

- ВС С. Френе -ВС В.А. Сухомлинского (Павлышская средняя школа)

- ВС А. Нейл- ВС С.З. Казарновского




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.