КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самовоспитание как путь развития личности
Процесс самовоспитания. Основные факторы, стимулирующие работу учащихся над собой: - способность к самооценке; - наличие нравственных идеалов; - притязания личности на признание в коллективе; - правильное педагогическое руководство. Факторы взаимосвязаны между собой. Формирование адекватной самооценки. Психолог Рубинштейн – «всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого… Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от его внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять». Воспитание должно быть так организовано со стороны педагога, чтобы создать условия возникновения потребности самовоспитания ученика. Примеры самовоспитания – фил. Демосфен был косноязычным, и со слабым голосом, но мечтал стать оратором – разработал систему тренировок, подкладывал камни под язык, в результате стал выдающимся оратором. Суворов в детстве был больным и жилым, закалял себя, стал полководцем, не проигравшим ни одного сражения. Николай Островский «Как закалялась сталь» - прикован к постели, Маресьев, Бетховен. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ самовоспитания в отечественной науке – педагог Ковалев, Кочетов, Рувинский (большое значение формированию самооценки в процессе организации самовоспитания учащихся). Самовоспитанием учащиеся начинают заниматься в подростковом возрасте (начинают отдавать отчет в своих действиях и поступках, способны к выделению у себя положительных и отрицательных качеств). Проблема: не хватает волевого усилия для исправления недостатков, подменяют одно понятие другим. Педагогическое руководство процессом формирования адекватной самооценки: 1. исп. сист. методов выявить самооценку учащихся 2. в корректной форме помогать бороться с недостатками 3. исп. методы формирования сознания, формировать с их помощью нравственные идеалы 4. притязание личности на достойное место в коллективе – помочь каждому найти место в школьном коллективе 5. правильное педагогическое руководство (знать методы самовоспитания) 1) Дети должны знать, что такое самовоспитание. 2) Познакомить с его сущностью (примеры рассказать). 3) Выявить самооценку. 4) Тактично указывая на недостатки, помочь составить программу по самовоспитанию – от простого к сложному. Методы самовоспитания. Познакомить детей и проговаривать вслух: 1. Самоубеждение – выявить недостатки, убеждай себя их изжить. 2. Самовнушение – какие действия будет или не будет совершать. 3. Самокритика – человек знает свои недостатки и их критикует. 4. Самообязательство – близко к самоубеждению. Влияние на собственную мотивационную сферу. 5. Эмпатия. 6. Самопринуждение, самоприказ – осуществляется, когда нужно проявить дополнительное волевое усилие. 7. Самонаказание – если что-то не выполнил, то чего-то себя лишаю. Сам виноват.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА» Одна из основных задач нравственного воспитания, морально-волевые качества личности составляют структуру характера. Характер (греч. черта, признак) - это сочетание устойчивых существенных психических особенностей, которые обуславливают типичный образ поведения человека в определенных жизненных ситуациях. Структура характера: I II черты, отражающие моральную волевые черты, в которых проявля- направленность ся готовность сознательно направ- лять свое поведение чуткость, трудолюбие, честность, целеустремленность, смелость, скромность, дружелюбие сдержанность, инициативность
Факторы, влияющие на формирование характера: биологические (наследственность, закладываются задатки) и социальные (среда, воспитание). Педагогические условия формирования: 1. Совокупность методов воспитания 2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей 3. Овладение педагогическим мастерством и педагогическим общением Основы закладываются в дошкольном возрасте. () моральные качества (+ честность – ложь + скромность – проявление нескромности) () волевые качества (целеустремленность, смелость, борьба со страхами, инициативность)
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ» О значении коллектива – Песталоцци, Ушинский, Толстой и др. Современная педагогика – идея коллективизма (Макаренко, Сухомлинский, Крупская) Отечественная педагогика – внимание личностей. Современный этап – принцип дихотомичности (нельзя разрывать понятия антиподы). Развивает индивидуальное и коллективное начало в личности Коллектив (от лат. «собирательный») – контактная группа, в которой объединяются люди по производственно-деловому принципу. Отличие коллектива от самовозникающей группы: 1. объединение по производственному принципу 2. в коллективе существуют деловые отношения и личные 3. ц. и з. коллектива определяются ц. и з. общества Структура школьного коллектива: 1. Общественный коллектив 2. Первичные классные организации 3. Органы самоуправления 4. Временные коллективы Стадии развития коллектива.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |