Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов. Тест. Уровень благоприятности СПК




Ключ к тесту

Тест. Уровень благоприятности СПК

В предлагаемой ниже таблице прочтите сначала утверждение слева, затем утверждение справа, после этого отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки означают:

+3 – свойство проявляется в коллективе всегда (утверждение слева);

+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 – свойство проявляется нередко;

0 – ни это, ни противоположное свойство (справа) или не проявляется достаточно ясно, или в одинаковой степени проявляется и то и другое;

–1 – свойство проявляется достаточно заметно;

–2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

–3 – свойство проявляется всегда.

Таблица 3

Характеристика социально‑психологического климата

     
1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Преобладает подавленное настро­е­ние
2. Доброжелательность во взаимоотношениях +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Конфликтность в отношениях, антипатии
3. Членам коллектива нравится быть вместе +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Отрицательное отношение к совместной деятельности
4. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство
5. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Каждый нетерпим к мнению товарищей
6. Один – за всех и все – за одного +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Каждый сам за себя
7. Чувство гордости за каждого члена коллектива +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам
8. Каждый активен, полон энергии +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Каждый инертен, пассивен
9. Совместные дела всех увлекают +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Коллектив невозможно поднять на совместное дело
10. В коллективе справедливо относятся друг к другу +3 +2 +1 0 ‑1 ‑2 ‑3 Коллектив распадается на привилегированных и отверженных

1. Сложить все положительные баллы, затем все отрицательные баллы и из большей суммы вычесть меньшую.

2. Полученный результат разделить на 10 (в тесте 10 шкал).

Положительные значения конечного показателя соответствуют благоприятному, а отрицательные – неблагоприятному психологическому климату в коллективе. Чем больше итоговая оценка отлична от 0, тем комфортнее или дискомфортнее человеку в коллективе. Предложите этот тест сделать вашим коллегам и сравните результаты.

Тест – диагностика межличностных отношений Т. Лири

Тест создан Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначен для исследования представлений субъектов о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью теста выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование – подчинение, дружелюбность – недружелюбность, эмоциональность – аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – агрессивность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование–подчинение) и горизонтальная (дружелюбие–враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Тест построен так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать тест для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

адаптивное поведение 0–4 балла – низкая 5–8 баллов – умеренная
экстремальное поведение 9–12 баллов – высокая 13–16 баллов – экстремальная до патологии

 

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное "Я"», «реальное "Я"», «мои партнеры» т. д.

Тест может быть представлен респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

 

Доминирование = (1 - V) + 0,7 х (VIII + II - IV -VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

 

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С. В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.