Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды, средства, функции общения




Функции общения. В общении реализуется 3 взаимосвязанные стороны:

ü Коммуникативная – состоит в обмене информацией между людьми;

ü Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

ü Перцептивная – включает процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

Процедура общения (этапы общения).

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – заставляет человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения (опасно/неопасно вступить в контакт).

3. Ориентировка в личности собеседника (кому как и что сказать).

4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно он скажет.

5. Выбор конкретных средств, речевых фраз; человек решает, как говорить и как вести себя (обычно бессознательно).

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения пропущено (забыто), то говорящему не удается добиться ожидаемого результата. Эти умения называют «социальным интеллектом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». В норме соблюдение этапов общения должно сложиться к 6 –6,5 годам.

Средства общения.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому.

¨ Язык – система слов, выражений, правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые в общении. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, что делает возможным общение при помощи языка.

¨ Интонация – эмоциональная выразительность, которая способна предавать разный смысл одной и той же фразе.

¨ Мимика, позы, взгляд, жесты – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

¨ Расстояние между собеседниками в процессе общения – зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия собеседнику.

Виды общения.

Классификаций видов общения существует очень много (в деловой, психотерапевтической литературе).

1. Виды общения по целям (7 видов):

ü Контакт масок – формальное общение, отсутствие стремлений понять особенности личности собеседника (работают маски вежливости, скромности, строгости, безразличия, участливости и т.д.). Маска – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющие скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику. В условиях большой скученности людей контакт масок просто необходим – это экономит психические силы человека.

ü Примитивное общение– когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – активно вступают в контакт, мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

ü Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

ü Деловое общение – когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела при этом более значимы.

ü Духовное (межличностное, дружеское) общение — когда можно затронуть любую тему, при этом не обязательно использовать слова, собеседника понимают по выражению лица, по движениям, по интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник общения знает личность другого, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношения.

ü Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника. В манипуляции большое значение играют приемы: лесть, запугивание, демонстрация доброты, обман, шантаж и т.д.

ü Светское общение – суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях (закрытое общество).

Правила светского общения:

1. Вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»;

2. Одобрение, согласие: «не порицай другого, избегай возражений»;

3. Симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Правила общения должны быть согласованы и должны соблюдаться всеми участниками общения.

2. Классификация видов общения по ситуации (время, место, количество человек).

ü Диадное общение – интимно-личностное общение, взаимодействие двух человек, как правило, близких или хорошо знакомых друг другу. Чаще всего выделить рациональную цель в этом общении очень трудно. Главную ценность представляет сам контакт и те эмоциональные переживания, которые с ним связаны (сопереживание, ощущение взаимопонимания, поддержки, сходство и близость с другим).

ü Межличностное общение двух или более людей в малых группах – сообщество, где каждый знает каждого. Неофициальные разговоры, беседы в учебном, рабочем коллективах, в семье, со знакомыми. Такое общение не преследует деловых, утилитарных целей; основной его смысл состоит в установлении и поддержании чувства «МЫ» (очень грубо и зримо в подростковых группах; у взрослых тоже есть, но более тонко и неуловимо) с целью самоутвердиться и получить поддержку и т. д. Цели могут быть различными, но всегда партнеры проявляют себя как личности. Поведение участника строится с учетом ожидания окружающих. Ожидание обусловлено предысторией взаимодействия, знанием людьми друг друга. Иногда люди взаимодействуют с позиций внутригрупповых ролей (некая модель поведения, которая ожидается от человека членами группы в соответствии с ситуацией). Фиксирование на внутригрупповой роли очень опасно, потому что это тормозит развитие личности. Трагичность в том, что окружающие не готовы к принятию изменений.

ü Ситуация делового общения двух или более людей в малых группах – цель – достижение какого-либо четкого решения, соглашения, договоренности. Это взаимодействие с коллегами, между начальником и подчиненным. Во всех случаях статус каждого партнера по отношению к окружающим четко определен. Каждый знает, что можно требовать от участников общения, что он сам обязан и чего не должен делать. Партнеры вступают в контакт как исполнители роли (деловые, профессиональные функции). Разумеется, в деловом общении партнеры привносят и личностное: знания, темперамент – все определяет характер отношений. Поведение партнера в деловом общении регламентировано.

ü Общение людей в относительно больших группах. Здесь могут быть как хорошо знакомые, так и незнакомые люди, но они объединены общей задачей и целью (например, школа) – ситуация общего собрания, производственного совещания. Общение носит ситуативный характер. Партнеров объединяет сознание принадлежности к группе и общность. На характер общения оказывают влияние социальные или культурные нормы, выработанные в данной общности людей.

ü Общение в так называемых событийных группах. Люди собираются в связи со значительными событиями, группы распадаются после прохождения события, но в момент собрания каждый ощущает себя членом сообщества, все связаны чувством «МЫ». Во всех этих ситуациях очень часто и сложно переплетаются социальные и личностные формы общения, но существенной чертой событийного общения является то, что все межличностные контакты имеют «звездную» структуру (в центре находится субъекты, событие, даже если в других ситуациях они не являются признанными лидерами).

ü Массовое общение. Множественные контакты на улице, в транспорте, на предприятии и т. д. Контакты носят кратковременный, случайный, анонимный характер. Здесь проявления своей воли, желания, индивидуальности сильно ограничены. Контакты имеют достаточно строгий функционально-ролевой вид, социально-нормированный и стереотипный.

Вывод: по поведению и манере общения во всех этих ситуациях человека можно оценить по степени адекватности, приспособляемости и по уровню коммуникативной компетенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.