КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
Понятие эмоций. Классификации эмоций Тема 13. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям. Общее назначение эмоций. Эмоции отражают степень соответствия действительности актуальным потребностям и функционально, энергетически подготавливают организм к действию. Классификации эмоций 1. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. И все их можно разделить по критерию интенсивности: ü А - настроение – общий генерализованный эмоциональный фон, проявляющийся как длительное эмоциональное переживание невысокой интенсивности. ü Б - аффект – особо выраженное эмоциональное состояние, быстро овладевающее человеком и бурно протекающее, сопровождаемое изменениями сознаниями, видимыми изменениями в поведении человека, который его испытывает (нарушение контроля за действиями, утрата самообладания, изменение всей жизнедеятельности организма). Это вспышка эмоций (интенсивная, ярко выраженная) в значимых ситуациях, способ «аварийного» разрешения ситуации – бегство, оцепенение, агрессия и т.п.. ü В - чувство – высшая, комплексная устойчивая эмоция по отношению к какому-либо объекту (предмету, человеку, событию жизни). Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций. ü Г - страсть – сильное доминирующее чувство, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета или человека. Это порыв, увлечение, ориентация всех устремлений и сил личности. ü Д - стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Особая форма переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроениям; физиологическое состояние, которое сопровождает эмоциональное состояние – неспецифическая реакция организма с целью адаптации 100%
В
А
Г Б время
Рис.1. Условные графики эмоций 2. Линейные классификации (их существует несколько), например: § По привлекательности для субъекта (положительные/ отрицательные); § По интенсивности и длительности (аффекты/настроения); § По степени осознанности (осознаваемые переживания и чувства/неосознаваемые эмоции, переживания). 3. Многофакторные классификации: · 3-хмерная теория В. Вундта: все чувства можно определить как многообразие трех измерений, причем каждое измерение имеет 2 противоположных направления, исключающих друг друга (и все эмоциональные состояния можно «разложить» по этим измерениям).
удовлетворение неудовлетворение
возбуждение успокоение
напряжение разрядка страх гнев печаль смех
· 4-хмерная модель Ч. Осгуда: существует несколько основных эмоций, которые можно расположить относительно двух осей (схема А); · 4-хмерная модель Р. Вудвортса – Х. Шлосберга (схема Б) первая система классификации мимических выражений отдельных эмоций:
А) активность Б) удовольствие любовь, радость, счастье экстаз гнев бурная радость ненависть удивление презрение веселье ужас
+ – принятие отталки- вание восторг печаль удовлетворение неприязнь страх отвращение довольство вина страдание скука гнев пассивность неудовольствие
4. Нелинейные классификации. § На основе выделения функций эмоций: А) экспрессивные; Б) мотивационные; В) побудительные; Г) мобилизирующие; Д) регулирующие; Е) аварийные; Ж) сигнальные. § Теория дифференциальных эмоций К.Е.Изарда. Объектом ее изучения являются частные (фундаментальные) эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и поведение человека. ü Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение (интерес – это единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека). ü Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна. ü Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. ü Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции. ü Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (то есть вызывает подъе, хотя и кратковременный, жизненных сил). ü Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация и др.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях провоцировать агрессивное поведение (нападение – гнев, желание избавиться от кого-либо, чего-либо – отвращение). ü Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения взаимодействующих сторон. ü Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза. Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых реакций, либо в виде аффекта (ужас как крайний вариант страха). ü Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т. д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т. д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе. § Классификация Б. И. Додонова: он выделяет 10 основных эмоций, ориентируясь на логику К. Е. Изарда. Основной тезис: «Эти эмоции – ключевые ценности. В зависимости от того, какая группа эмоций доминирует, такой тип личности и складывается». На основе данной классификации составлен опросник, выявляющий эмоции, доминирующие у человека. Текст опросника Додонова на выявление доминирующих эмоций: Таблица 6
На основе данной классификации можно определить тип собственной личности. Инструкция: испытуемый должен прочитать описание и проранжировать их в соответствии с предпочтениями (1 – наиболее приемлемый для него). Интерпретируются первые и последние выборы, затем проводится анализ (какой тип личности доминирует). § Классификация чувств С.Л.Рубинштейна. Основание для его классификации – объект, на который направлено это чувство, следовательно, он выделяет 3 блока (уровни, которые имеют вектор развития: от простейшего к сложному): 1. уровень органической эмоциональной чувствительности (эмоциональная окраска отдельного процесса, ощущения, которое рождается у индивида в определенных отношениях с миром) 2. предметные чувства (соответствуют не ощущению, а восприятию и предметному действию, чувства выступают осознанным выражением отношения к миру). И здесь все чувства можно разделить по предметным сферам: ü интеллектуальные чувства – удивление – появляются вследствие взаимодействия с непознанными, необъяснимыми объектами; ü эстетические чувства рождаются из взаимоотношений с гармоническими объектами; ü моральные чувства – рождаются во взаимоотношениях человека с человеком, с обществом, отражают все многообразие человеческих отношений. 3. уровень формируется в результате обобщения предыдущих чувств. Они выступают как более устойчивое отношение к миру в целом. Это мировоззренческие чувства: чувство возвышенного, комического, трагического, ирония, юмор.
Свойства эмоций 1. Притупляемость чувств – изменение интенсивности и характера эмоций под влиянием длительного воздействия раздражителей (как положительных, так и отрицательных, т.е. это адаптивный механизм); 2. Контраст чувств – взаимовлияние чувств при сопоставлении воздействий различных раздражителей: отрицательные переживания делают более контрастными положительные; 3. Суммация чувств – накопление и объединение чувств при систематическом воздействии одного раздражителя, следовательно, повышение чувствительности к определенным раздражителям (накопление небольших отрицательных эмоциональных переживаний и резкий выброс этих эмоций); 4. Переключаемость (перенос) эмоций – эмоциональной отношение к одному объекту может быть перенесено на другой, нейтральный по своей сути объект (рисунок); 5. Эмоции и чувства имеют внешнее выражение – экспрессию, и человек способен скрывать или демонстрировать чувства (эмоции выражаются в левой части тела (у правшей – правое полушарие). Развитие эмоциональной сферы. Существует определенный набор эмоций, которые являются врожденными (связанные с органическими потребностями: удовольствие/неудовольствие, страх и т. д.). И существует так называемая «надстройка» - т. е. возможно развитие эмоций (все наши аффекты, страсти и т.д.). 5 основных векторов развития эмоциональной сферы. 1. Количественные и качественные изменения, т.е. растет многообразие эмоций, которые ранее не присутствовали (в основе этого лежит основной тезис эмоция – переживание человека по отношению к внешним объектам, следовательно, многообразие отношений будет расти с расширением мира объектов). 2. Изменение функций эмоций (если изначально ребенку дана сигнальная функция эмоций: плачет – родители подходят к нему, то позже появляются другие, например, мобилизирующая – эмоции мобилизируют все ресурсы в неблагоприятной ситуации). 3. Развитие способности к осознанию эмоций, т.е. развитие «языка» эмоций (способность выражать эмоции, вербализовать и способность понимать эмоциональные состояния других). Это происходит в несколько стадий, например, словотворчество – первая стадия (2,5 – 3 года): «Я уже выгрустил все плачем» или, например, на следующей стадии (овладение особыми фразами, готовыми речевыми формами: «Я не тебе плачу, а маме», «Я тебя тоже не очень навижу») и т.д. 4. Развитие экспрессии эмоционального переживания, т.е. расширение набора внешних выразительных средств (например, мимика зрячих и слепых детей при рождении одинакова, но с возрастом у зрячих детей она усложняется, усиливается, а у слепых – сглаживается). В каждой культуре есть свой набор экспрессивных движений, ребенок их осваивает с возрастом через идентификацию, подражание, внушение. 5. Развитие способности к эмоциональной регуляции (контроль над эмоциональной сферой). Это связано с повышением уровня самосознания, контролем своего поведения, с уровнем волевого управления. Это осуществляется в более позднем возрасте, когда ребенок способен к произвольным действиям.
[ 10; 79; 72, с. 31-32, 371, 418-419, 427-429; 34; 26, с. -18, 25-37]
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |