Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Мышление–психический процесс отражения объективной реальности, высшая форма творческой активности человека




Тема 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА

Мышление психический процесс отражения объективной реальности, высшая форма творческой активности человека.

Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.

Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет задачу мышления. Мышление — это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача.

Процесс мышления - это, прежде всего операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения. Анализ и синтез — два аспекта единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Таким образом, анализ расчленяет проблему, а синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.

Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, и отвлечении от остальных.

Обобщение заключается в раскрытии существенных связей. Обобщение может осуществляться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений. В элементарных своих формах процесс обобщения так и совершается.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождества и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к классификации. Сравнение является часто первичной формой познания (С. Л. Рубинштейн).

Виды мышления и их особенности.

Качественно разные виды мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам существования, выделяются в психологии как его самостоятельные типы.

При построении типологии виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характером.

1. По содержанию используемых средств:

ü наглядное;

ü вербальное.

Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями.

2.По характеру протекания познавательных процессов

· интуитивное;

· аналитическое мышление.

Интуитивное мышление. Интуиция буквально означает созерцание, видение, т.е. получения результата с помощью зрения.

Подчеркивается момент непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения, уверенность в правильности результата; велика значимость предварительного накопления знаний.

Традиционно инсайт — результат интуиции — рассматривается как следствие некоего скачка, прорыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок.

Интуиция — это получение результата прямым путем, промежуточные этапы не осознаются.

Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постепенно приводящих к решению.

3. По характеру задач:

ü практическое;

ü теоретическое мышление.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосредственный характер.

4. Функциональная классификация мышления.

¨ Творческое мышление. Порождение новых творческих идей полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов.

¨ Критическое мышление. Критический отбор и оценка идей, строгость к себе и другим, нет переоценки собственных идей.

5. Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития:

- наглядно-действенное мышление (н.-д.);

- наглядно-образное (н.-о.);

- словесно-логическое.

Н.-д. мышление - одна из наиболее элементарных форм мышления ребенка (до трех лет включительно), возникающая в тесной связи с его практической деятельностью и направленная на ее обслуживание. Оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

В качестве основного признака н.-д. мышления выделяется связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Этот признак определяет все особенности н.-д. мышления.

Такое мышление выступает как разновидность практического мышления. Однако в практическом мышлении нет такой жесткой зависимости существования мыслительных процессов от последовательных преобразований познаваемого объекта. Задача может быть решена и без практических действий.

Наглядно-образное мышление. Н.-о. мышление характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено в плане представлений, без участия практических действий (наблюдается данный вид мышления у дошкольников, т.е. в возрасте 4-7 лет).

Взаимодействие с познаваемым объектом (или его моделью) - важное условие мыслительного процесса. Такое взаимодействие может происходить как в плане практических преобразований, так и в плане зрительного восприятия. В процессе последнего возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляется различного рода преобразования этого образа.

Н.-о. мышление является предпосылкой понятийного (словесно-логического) мышления, т. е. мышления в форме абстрактных понятий (начинает развиваться в своих простейших формах у детей в школьном возрасте). Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их н.-д. и н.-о. мышление перестает развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться.

Различные формы мышления (н.-д.,н.-о., понятийное) никогда не функционируют изолировано друг от друга. Так в понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия или родственные им образования. В действительности мышление приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных).

Специфика мотивации мыслительной деятельности.

Вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.п.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.

Творческое мышление.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это мышление, которое, в конечном счете, приводит к новым, оригинальным идеям или практическим действиям.

Особенности творческого мышления:

ü беглость – способность генерировать максимальное число идей;

ü гибкость – способность к порождению широкого многообразия идей

ü оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи;

ü точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Факторы препятствующие творческому мышлению.

Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут быть следующие факторы:

1. Склонность к конформизму — желание быть похожим на других - основной барьер для творческого мышления.

2. Боязнь оказаться "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Цензура (особенно внутренняя) - боязнь оказаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнения других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем.

5. Ригидность (часто приобретается в процессе школьного обучения) – недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок по отношению к меняющимся требованиям среды.

6. Завышенная значимость своих собственных идей.

7. Высокоразвитая тревожность.

9. Преобладание критического мышления.

Критическое мышление — это проверка, предложенных решений с целью определения их возможного применения.

Понятие об интеллекте.

Интеллект: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

2) способность решать проблемы;

3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).

В начале ХХ века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний.

В настоящее время в тестологии принята трактовка интеллекта как предрасположенности рационально действовать в новой ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.