КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление. Мышление–психический процесс отражения объективной реальности, высшая форма творческой активности человека
Тема 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Мышление – психический процесс отражения объективной реальности, высшая форма творческой активности человека. Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет задачу мышления. Мышление — это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Процесс мышления - это, прежде всего операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения. Анализ и синтез — два аспекта единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Таким образом, анализ расчленяет проблему, а синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, и отвлечении от остальных. Обобщение заключается в раскрытии существенных связей. Обобщение может осуществляться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений. В элементарных своих формах процесс обобщения так и совершается. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождества и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к классификации. Сравнение является часто первичной формой познания (С. Л. Рубинштейн). Виды мышления и их особенности. Качественно разные виды мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам существования, выделяются в психологии как его самостоятельные типы. При построении типологии виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характером. 1. По содержанию используемых средств: ü наглядное; ü вербальное. Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями. 2.По характеру протекания познавательных процессов · интуитивное; · аналитическое мышление. Интуитивное мышление. Интуиция буквально означает созерцание, видение, т.е. получения результата с помощью зрения. Подчеркивается момент непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения, уверенность в правильности результата; велика значимость предварительного накопления знаний. Традиционно инсайт — результат интуиции — рассматривается как следствие некоего скачка, прорыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок. Интуиция — это получение результата прямым путем, промежуточные этапы не осознаются. Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постепенно приводящих к решению. 3. По характеру задач: ü практическое; ü теоретическое мышление. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосредственный характер. 4. Функциональная классификация мышления. ¨ Творческое мышление. Порождение новых творческих идей полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. ¨ Критическое мышление. Критический отбор и оценка идей, строгость к себе и другим, нет переоценки собственных идей. 5. Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития: - наглядно-действенное мышление (н.-д.); - наглядно-образное (н.-о.); - словесно-логическое. Н.-д. мышление - одна из наиболее элементарных форм мышления ребенка (до трех лет включительно), возникающая в тесной связи с его практической деятельностью и направленная на ее обслуживание. Оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления. В качестве основного признака н.-д. мышления выделяется связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Этот признак определяет все особенности н.-д. мышления. Такое мышление выступает как разновидность практического мышления. Однако в практическом мышлении нет такой жесткой зависимости существования мыслительных процессов от последовательных преобразований познаваемого объекта. Задача может быть решена и без практических действий. Наглядно-образное мышление. Н.-о. мышление характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено в плане представлений, без участия практических действий (наблюдается данный вид мышления у дошкольников, т.е. в возрасте 4-7 лет). Взаимодействие с познаваемым объектом (или его моделью) - важное условие мыслительного процесса. Такое взаимодействие может происходить как в плане практических преобразований, так и в плане зрительного восприятия. В процессе последнего возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляется различного рода преобразования этого образа. Н.-о. мышление является предпосылкой понятийного (словесно-логического) мышления, т. е. мышления в форме абстрактных понятий (начинает развиваться в своих простейших формах у детей в школьном возрасте). Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их н.-д. и н.-о. мышление перестает развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться. Различные формы мышления (н.-д.,н.-о., понятийное) никогда не функционируют изолировано друг от друга. Так в понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия или родственные им образования. В действительности мышление приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных). Специфика мотивации мыслительной деятельности. Вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.п.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает. Творческое мышление. Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это мышление, которое, в конечном счете, приводит к новым, оригинальным идеям или практическим действиям. Особенности творческого мышления: ü беглость – способность генерировать максимальное число идей; ü гибкость – способность к порождению широкого многообразия идей ü оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи; ü точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления. Факторы препятствующие творческому мышлению. Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут быть следующие факторы: 1. Склонность к конформизму — желание быть похожим на других - основной барьер для творческого мышления. 2. Боязнь оказаться "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях. 3. Цензура (особенно внутренняя) - боязнь оказаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнения других людей. 4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. 5. Ригидность (часто приобретается в процессе школьного обучения) – недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок по отношению к меняющимся требованиям среды. 6. Завышенная значимость своих собственных идей. 7. Высокоразвитая тревожность. 9. Преобладание критического мышления. Критическое мышление — это проверка, предложенных решений с целью определения их возможного применения. Понятие об интеллекте. Интеллект: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.). В начале ХХ века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята трактовка интеллекта как предрасположенности рационально действовать в новой ситуации.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |