КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная характеристика социального педагога
Опыт социального воспитания за рубежом. Характерологические особенности личности соц. пед-га: 1. гражданские и мировоззренческие позиции соц.пед-га: развитое чувство патриотизма; ориентация на служение отечеству; Высокая гражданская ответственность; сознание и чувство общественного долга в отношении соц-пед поддержки детей и взрослых; соц. смелость и инициативность; соц. интеллект (умение адекватно реагировать ситуации и других людей) и т.д. Главные ценности соц.пед-га явл-ся вечные общечеловеческие ценности: - мир без войн, миролюбивые отношения народов, людей разн. национальностей и религий; сотрудничество м/у людьми на честной справедливой основе; - семья как союз людей д/воспроизводства рода, д/собственной радости и счастья детей; - чел-к как высшая ценность, его неповторимость и индивидуальность; - знания, необходимые д/решения всех жизненных проблем; - труд и возможность создавать материальные и дух-е блага д/жизни; труд как основная форма самореализации личности, ее способностей и возможностей; - общественная и личная собственность, нажитая честным трудом и т.д. 2. Содержание профессиональной направленности соц.пед-га. Профессиональные потребности: - потр-ть в общении с участниками образовательного процесса, клиентами; - потр-ть в овладении (углублении и расширении) ЗУН в области общей и соц.пед-ки, психологии, физиологии, гигиены, юриспруденции и пр.; - потр-ть в постоянном проф-ом совершенствовании; - потр-ть в непосредственной образовательно-воспитательной работе; - потр-ть в научно-исследовательской работе; - потр-ть в проф-ом самовоспитании и в самореализации; - потр-ть в достижении успеха в проф-ой д-ти. Мотивы участия в пед. работе: - д-ть на пользу школе; - создание и расширение «поля успешности» д/каждого участника учебно-воспит. процесса; - реализация проф-го идеала; - стремление добить успеха и признания в проф-ой д-ти. Основные виды д-ти: - пед. влияние на учебно-воспитат. процесс в школе, общение, поддержка, защита прав и интересов участников образовательного процесса; - познавательная, научно-исследовательская; - общественно-просветительская; - трудовая; - природоохранительная (экологическая); - поиск финансовых средств д/реализации соц-пед. проектов и программ. Черты характера, выражающие проф-пед направленность: Понимание принадлежности к определенной проф-ой общности; сознательное принятие избранной профессии; осознание личной и соц. значимости профессии; понимание творческой природы д-ти соц. пед-га; проф. работоспособность, энергичность, инициативность; настойчивость в достижении целей; высокая коммуникативность, общительность, стремление к сотрудничеству; вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию и добиться успеха. 3. Интеллектуальные черты характера: Интеллектуальная активность; проф. эрудиция; внимательность; наблюдательность; любознательность; оперативная и долгосрочная память; сообразительность; глубина, широта, гибкость, решительность, критичность ума; спос-ть анализировать соц. и пед. ситуации правильно решать встающие задачи; развитость речи. 4. Нравственные черты характера соц.пед-га. Черты и качества, характер-щие пед-га с точки зрения нравственного регулирования поведения: Честность; порядочность; бескорыстность; искренность; корректность. Выражающие отношение к детям: Доброжелательность; доверие; отзывчивость; непринужденность; разумная требовательность; справедливость; снисходительность, терпеливость, выдержка. Выражающие отношение к пед. коллективу: Моральная стойкость, сотрудничество; демократизм; толерантность; самообладание, выдержка; бескомпромиссность в принципиальных вопросах. Характеризующие высокую культуру пед. общения: Коммуникабельность; вежливость; умение строить взаимоотношения на основе диалога; владение коммуникативной техникой; корректность, тактичность; гибкость. 5. Эмоциональные черты хар-ра соц.пед-га: Эмоциональная восприимчивость; отзывчивость; чувство эмпатии; оптимизм; разумная доверчивость; уравновешенность и т.д. Т. о., можно выделить следующие личностные качества соц.пед-га: - гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и т.д.); - психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); - психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); - психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, красноречивость и др.). Профессионально-педагогические знания: Понятие проф. компетентности соц. пед-га включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению соц-пед д-ти и характеризует его профессионализм. Проф. знания включает знание: - нормативно-правовой базы д-ти (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, соц.- правовых и соц.- экономических основ д-ти соц. пед-га, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку); - теории и истории соц. пед-ки; - методик и технологий соц.- пед. д-ти по работе с различными категориями детей в разных социумах; - возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и соц. развитие, нормальное и отклоняющееся поведение; - социологии, изучающей объединения и группировки людей(семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и т.д.); - методов соц. управления и планирования проф. исследовательской д-ти. К проф. умениям относят: - аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной д-ти по устранению проблемы. - прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы посредством вовлечения его в спец. организованную соц.– пед. д-ть; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникающей перед ним проблемы. Соц.- пед. прогнозирование опирается на знания сущности и логики соц.- пед. процесса, закономерностей возрастного и соц-го развития ребенка, хар-ра его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели д-ти и ее задач; отбор способов осуществления д-ти; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов соц.– пед. д-ти; распределение времени; планирование совместной работы с ребенком д-ти; - проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания д-ти, осуществление кот. обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели д-ти в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков, молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов, средств достижения поставленных задач; создание соц.- пед. программ д-ти конкретного ребенка; - рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной д-ти соц.пед-га на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных рез-тов на личность ребенка и решение его проблемы; - коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые д/понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |