Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ребенок и социум как объекты изучения социальной педагогики




 

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, кот. Продолжается на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окруж. средой, кот. оказывает на этот процесс решающее влияние по средствам самых разных соц. факторов (макрофакторы – планета, мир; мезофакторы - этнос, регион, СМИ; микрофактры - семья, школа и т.д.).

Социум – наиболее важная, ближайшая среда в кот. происходит развитие ребенка. Ее ребенок осваивает постепенно, он как бы постепенно ищет и находит ту среду, кот. д/него в наибольшей степени комфортна. Д/ процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в кот. находится ребенок.

В соц. пед-ке социум рассматривается с точки зрения процесса включения ребенка в нее и интеграции ч/з ближайшую соц. среду в об-во в целом. Среда – это самые разные общности людей, кот. характеризуются особой системой правил, распространяющихся на всех членов данной общности.

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию (соц. статус) он занимает в об-ве. Чел-к может занимать в об-ве одновременно несколько позиций, каждая из кот. предъявляет ч-ку определенные требования и дает какие-то права. Статус определяет поведение ч-ка в об-ве. Поэтому ожидаемое поведение, обусловленное статусом ч-ка, называется соц. ролью. Усвоение различных ролей явл-ся важнейшей составляющей процесса социализации личности, но сложность заключается в том, что в об-ве сущ. статусы не только одобряемые им, но и такие, кот. противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные соц. роли (член семьи, член коллектива, гражданин, специалист и т.д.), так и негативные (бродяга, попрошайка, вор, наркоман и т.д.).

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в соц. отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой его ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям соц. среды называется соц. адаптацией.

Соц. адаптация явл-ся непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, кот. происходит в 3х основных сферах: д-ти, общения и сознания. В сфере д-ти у реб-ка происходит расширение видов д-ти, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соотв-ми формами и средствами д-ти. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в об-ве, овладение различн. его формами, приемлемыми в соц. окружении реб-ка и в об-ве в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта д-ти, осмысление своей соц. принадлежности в соц. роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности соц. адаптации реб-ка, проявляется объективная потр-ть ч-ка быть «как все». Но параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у реб-ка постепенно формируется объективная потр-ть – проявить себя, свою индивидуальность. Реб-к начинает искать способы и ср-ва д/ее выражения, в рез-те чего происходит его индивидуализация, кот выражается в том, что те или иные соц-но значимые кач-ва и cв-ва личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому ч-ку форме, что его соц. поведение при всей общей внешней схожести с поведением др. людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Т. о., соц. развитие реб-ка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.