Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап самореализации программы




Этап саморегуляции поведения и деятельности

Этап изменения образа жизни

Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отка­заться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить круг общения, отка­заться от посещения некоторых мест (например, ночных дискотек) или, на­против, записаться в бассейн, в фитнес-клуб.

На этом этапе нужна организация специальной «групповой поддержки»: одобрение приятелей, их готовность подключиться к программе самосовершен­ствования, помощь родителей, в том числе в реализации нового режима жиз­ни. Для изменения образа жизни очень важны яркие творческие дела, которые буквально «взорвут» серые будни прежней жизни (школьный праздник, твор­ческие мастерские, КВН и др.).

 

На этом этапе дети и подростки знакомятся с элементарными способами самообладания, проводятся упражнения (часто в игровой форме), в которых тренируется внимание, память, быстрота реакции, терпение, умение сдерживать эмоции, доводить дело до конца.

Методически этот этап оснащается с помощью тренингов или практиче­ских занятий «Школы психологии саморазвития». Здесь осваиваются более сложные способы саморегуляции и самоуправления своей деятельностью: самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение, самовнушение.

 

Этот этап самый продолжительный по времени, потому что требует организации реальных социальных проектов. Основная деятельность детей и подростков здесь связана с освоением метода самообязательства:

□ определение по результатам самоанализа, что больше всего мешает в общении с товарищами, в учебе, в другой деятельности; на что в себе можно опираться (какие есть сильные стороны);

□ «очерчивание границ» поведения и деятельности (что нужно делать и чего нельзя), своеобразный «Кодекс поведения»;

□ организация самоконтроля, самоотчета (установление сроков выполне­ния дела, ведение дневника работы над собой).

 

Самообязательства позволяют организовать своеобразный «каркас» для действий ребенка по самоопределению. Например, в школе В.А. Сухомлинского действовали «Десять Нельзя», «Девять Недостойно», «Законы Дружбы». Убедительные, четкие и вместе с тем яркие нравственные правила, считал В.А. Сухомлинский, помогают детям управлять своими желаниями в ежеднев­ном поведении.

В повседневном преодолении себя детям необходимо создавать «ситуации успеха», своего рода «героизм в мелочах» и поддерживать оптимистический настрой.

Самообязательство может иметь форму «Задания самому себе»: школьник определяет на конкретный срок (на неделю, месяц), что он будет делать, чтобы реализовать те или иные направления своей программы. Родители или воспи­татель могут помочь ребенку выбрать достаточно длительное дело, которое тре­бовало бы от него постоянных усилий, преодоления прежнего образа отноше­ний с окружающими (например, учиться не опаздывать в школу, на занятия в спортивной секции; не ссориться с младшей сестрой, а играть с ней; не подда­ваться на приглашение покурить).

Вариантом «Задания самому себе» для младших подростков может стать «Шаг вперед»: на каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подво­дит итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел» и даже поставленная себе оценка в привычной пятибалльной системе. При организации «Шага впе­ред» важно обеспечить внимание родителей и старших членов семьи к работе ребенка над собой. Именно они подсказывают ему полезные дела, которые требовали бы проявления силы воли, характера, терпения, внимания к близ­ким, принятия собственного решения. Кроме того, метод «Шаг вперед» по­зволяет выработать у подростков важную привычку — заранее планировать свой день, искать место и время для каждого дела, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Освоение самообязательств младшими школьниками можно организовать с помощью метода «Мой секрет». Дети ставят перед собой цель выполнить ка­кое-либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предме­том предварительного обсуждения с товарищами. Такое «секретное» задание себе они могут записать на листе бумаги и вложить в конверт до определенно­го времени или поместить «секретики» всего класса в яркую коробку, чтобы открыть ее в канун Нового года, в конце четверти и выяснить, кто чего добился из задуманного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.