Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия толерантности




Стратегия общности и коллективизма

Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Конструктивными спо­собами реализации этой стратегии являются:

1. Организация и смена социальных ролей ребенка. Эти роли могут располагаться на разных уровнях социальной значимости, условно говоря:

• «высокие» роли — «гражданин мира», «сын своего народа», «наследник своей семьи»;

• социальные роли в коллективной жизни среди ровесников, оформлен­ные, например, в виде общественных поручений в классе — «затейник», «консультант», «библиотекарь», «санитар», «цветовод»;

• социальные роли, полученные детьми в ситуациях игры, учебных драматизаций.

 

Осваивая социальные роли, дети и подростки охотно принимают и социальные сюжеты. Школьники реально интересуются проблемой выбора профессии, выбора спутника жизни, проблемами семьи и взаимоотношений с ро­дителями, проблемами карьеры и материального благополучия. Поэтому учеб­ные проекты социальной практики дают достаточный социализирующий эф­фект, если строятся как сценарии реализации определенных социальных ролей в контексте социального сюжета.

2. Специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятель­ности. Школьникам, особенно подросткам, очень важно осознавать себя членами какого-либо сообщества. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивают себя с другими. Здесь, в малой группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения, как соот­носить «мое» и «наше». Но это сообщество должно быть признано взрослыми, и не вообще любыми, а социально значимыми для них взрослыми.

3. Столкновение личных и коллективных целей, потребностей. Это естествен­ная движущая сила социализации ребенка. Задачи воспитателя, орга­низующего этот механизм социализации в воспитательном коллективе, таковы:

• заботиться о гуманизации межличностных отношений детей, обога­щать их духом товарищества и дружбы;

• обеспечивать детям навыки самоуправления, учить действовать в по­зициях «Я — ответственный», «Я — подчиненный», «Я — лидер», «Я — второй», «Я — исполнитель», «Я — инициатор»;

• поддерживать в детях веру в себя, в свои силы, их «желание быть хоро­шим» (В. А. Сухомлинский);

• культивировать традиции своего коллектива.

Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области кол­лективного воспитания показали, что там, где дети раньше приучаются к от­ветственности, они проявляют больше терпимости к окружающим людям и доброты.

В современном российском обществе активно идет процесс стратификации (расслоения) людей по экономическим, профессиональным, национальным, религиозным признакам. Каждый общественный слой (страта) имеет свой об­раз жизни, вырабатывает свои жизненные ценности и цели образования.

Современному педагогу, с одной стороны, следует всегда учитывать, с детьми из каких страт он работает, поскольку их социализация прямо соотносится с их образом жизни. Но с другой стороны, необходимо культивировать у всех детей ценности толерантности: уважение и признание других культур, религий, спо­собов жизни. Именно образование должно способствовать тому, чтобы дети и подростки принимали толерантность как неизбежную и единственную возмож­ность социальной жизни в современном стратифицированном мире.

Тактика толерантности в процессе социализации предполагает реализацию следующих условий:

□ в любых образовательных ситуациях находить возможность демонстри­ровать школьникам проявления универсальных признаков разных куль­тур, действие принципа «единства в многообразии»;

□ обеспечивать постоянную реализацию принципа интеграции в самых разных социокультурных проявлениях жизни, чтобы школьники пере­живали и осознавали значение дружеского общения людей, их сотруд­ничества, взаимопомощи;

□ на конкретных примерах и в реальных жизненных ситуациях раскрывать школьникам нравственный инвариант (неоспоримую общечеловеческую нравственную сущность), на которой «сходятся» жизненные ценности людей разных национальностей и социальных групп;

□ обогащать социальные представления детей и подростков образцами ве­ликих примеров толерантного поведения, мирного сосуществования го­родов и государств;

□ осваивать права Человека (международные декларации, Конституция РФ), разрабатывать правовые документы своего школьного социума («За­коны нашей школы», «Заповеди дежурного», «Правила классной жиз­ни» и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.