Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что изучает психология




Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых - психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

 

Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

 

Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи.

Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

 

Каждый из нас, ежедневно встречаясь с людьми, разговаривает с ними, реагирует на слова взволнованно или спокойно, одни люди нам приятны, другие — не очень.
Узнав о том или ином факте, событии, явлении, мы размышляем, обдумываем, переживаем или же остаемся равнодушными; т. е. одно нас интересует, другое нам безразлично.
Мы возмущаемся и негодуем, видя недостойное поведение человека, критикуем его; самоотверженный поступок, проявленная чуткость радуют нас.
Трудясь, мы настойчиво, с большим воодушевлением добиваемся осуществления намеченных планов, но иногда мы работаем вяло, без подъема.
Видя разнообразные предметы, мы рассматриваем их, они нам или нравятся или нет; одно мы запоминаем, другое — забываем, бываем внимательны к одному и не замечаем другого.
Каждому из нас доставляет удовольствие хорошая книга, красивая мелодия, прекрасное произведение живописи.
Все это и многое, многое другое — различные проявления нашей психической жизни, т. е. нашего духовного мира. Психология - и есть наука о нас самих, о нашем внутреннем, духовном мире.
Психология изучает психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, волю, воображение, чувства и такие свойства личности, как темперамент, характер, способности, потребности, интересы; изучает психологическая наука также особенности деятельности человека (навыки, привычки, трудовую и творческую деятельность и т. д.).
Слово «психология» происходит от двух греческих слов; «психе» - душа, или психика, и «логос» — наука, учение. Другими словами, психология изучает личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств.
Психическая жизнь человека сложна и многогранна: она зависит не только от влияний внешней среды, но и подчиняется сложным нервно-физиологическим закономерностям высшей нервной деятельности, работы мозга.
Психические процессы и свойства личности тесно связаны между собой, всегда проявляются в различных взаимосвязях и взаимозависимостях. Никогда не бывает так, чтобы в данный момент протекал только один психический процесс или проявлялось только одно свойство личности. Так, процесс восприятия очень тесно связан и с процессом ощущения, и с процессом воображения, и мышлением, и памятью. Если мы, например, воспринимаем (рассматриваем) неразборчивый почерк, разобраться в нем окончательно помогает нам и воображение, и мышление, и память.
Одной из важнейших задач психологии является изучение и объяснение всех психических явлений, т. е. раскрытие объективных закономерностей, которые лежат в основе их возникновения, развития и формирования.
На протяжении всей истории развития психологии происходила и происходит острая и непримиримая борьба между материалистическим и идеалистическим пониманием и объяснением психических явлений.
Основной вопрос, решение которого определяют материалистические или идеалистические позиции в психологии, — это вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи или она представляет собой нечто особое, бесплотное, не зависящее от материи.
Идеалистическая психология отрицает зависимость психической жизни от организма, нервной системы человека, от условий его жизни и воспитания. Мысли, чувства, желания и стремления, поступки, поведение человека, по мнению идеалистов, определяются сознанием (душой).
Исходя из первичности духовного, нематериального и вторичности материального, идеалистическая психология сближается с положениями религии о сотворенности мира богом. Идеалистическая психология всех видов на протяжении своей истории являлась верной служанкой религии и стремилась обосновать необходимость веры в существование бога, веры в бессмертие души, в загробный мир. Еще и сейчас на Западе (в Европе и Америке) в некоторых университетах специально разрабатывается идеалистическая психология, которая служит нуждам религии. В капиталистических странах идеалистическая психология взята на вооружение в борьбе с неверующими, в борьбе с коммунистическими идеями.
В настоящее время наиболее реакционные психологи-идеалисты активно служат империалистическому капиталу. Например, такие психологи работают на фабриках, заводах и в армии США. Задачей этих психологов является отвлечение рабочих и солдат от классовой борьбы, борьбы за лучшее будущее. Капиталистам всех мастей выгодно поддерживать веру трудящихся в лучшее будущее не на земле, в настоящем, а в будущем «загробном мире», после смерти. Религии всех видов ревностно служат капиталу, внушают верующим беспрекословное подчинение эксплуататорам, а за это обещают рай трудящимся на небе.
Близость идеалистической психологии и религии показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая отражает мировоззрение и политические взгляды капиталистов-эксплуататоров.
Идеалистическая психология политически нам враждебна, с научной точки зрения необоснована. Нельзя доказать научно существование этой особой, нематериальной души, нельзя доказать независимость психических процессов от деятельности мозга, нервной системы, организма человека в целом.
Идеалистическая психология нами полностью отвергается. Многие зарубежные исследователи-психологи в настоящее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и приближаются к материалистическому пониманию психической жизни человека.
В признании первичности материи и вторичности психики, сознания заключается коренное отличие материализма от идеализма. Материализм, в противоположность идеализму, утверждает, что психика является продуктом длительного развития материи. Лишь на определенной стадии развития материи появилась психическая жизнь как особое свойство этой материи.
В истории развития мира было время, когда психики, сознания не было. Неорганическая природа и растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствуют способность ощущения, мышления и чувствования.
Психика возникла на самой высокой стадии развития материального мира — на стадии появления живых существ: животных и человека. В ходе эволюции животных формировался специальный орган психики — нервная система, а позднее — ее высший отдел — мозг. У высших животных и человека развитие психики органически, неразрывно связано с развитием коры больших полушарий головного мозга.
Итак, психика, сознание — это свойство материи, возникающее на высокой ступени ее развития. Это — высший продукт особым образом организованной материи — мозга.
Подлинно научное понимание сущности психики, сознания стало возможным на основе диалектического материализма. Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным, физиологическим процессам. «Что и мысль и материя,— указывает В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом».
Замечательный народный демократ А. И. Герцен правильно писал, что взаимоотношение мозга и мышления можно сравнить с взаимоотношением машины и ее работы. Работа машины есть свойство машины, но, с другой стороны, работа не является самой машиной. Так и мысль есть свойство высокоорганизованной материи — коры головного мозга, но не является самой этой материей. Психика как свойство мозга обладает способностью отражения внешнего мира. Согласно ленинской теории отражения окружающий нас мир, объективная действительность, существует вне человека, независимо от него, независимо от сознания человека. «Существование независимого от отражающих отражаемого (независимость от сознания внешнего мира) есть основная посылка материализма».
Внешний мир, предметы и явления окружающей среды влияют на человека, неизбежно воздействуют на него. Действуя на органы чувств, нервную систему человека, предметы и явления объективной действительности отражаются в его мозгу. Психические процессы — наши ощущения, восприятия, память, представления, воображение, мышление — разные формы этого отражения.
Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и является познанием этой действительности. Через отражение в мозгу предметов и явлений внешней среды человек узнает их свойства: цвет, форму, величину и т. д. В результате процесса отражения действительности возникают и формируются чувства человека, его стремления и действия, качества его личности, потребность, интересы, способности и характер, складывается его жизненный опыт.
Все психические процессы, т. е. все формы отражения, возникают путем активного взаимодействия человека с внешним миром. Отражение происходит в процессе активной деятельности человека в обществе.
Психика человека определяется условиями общественной жизни. На практике (т. е. в труде, деятельности, технике, эксперименте), в своем опыте человек проверяет правильность отражения внешнего мира и таким образом достигает познания объективной истины.
Отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Объективный характер отражения выражается в двух моментах. Во-первых, отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно является результатом воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Во-вторых, отражение объективно потому, что оно представляет собой нервно-физиологический процесс и выражается в различных формах человеческой деятельности.
Но одновременно отражение носит и субъективный характер. Субъективно оно потому, что отражает конкретный человек, личность, со всеми ее особенностями и своеобразием. Отражение через призму личного опыта человека обуславливается целями и задачами, которые он перед собой ставит.
Субъективно отражение и потому, что человек, познавая окружающую действительность, не остается бесстрастным и безразличным наблюдателем того, что отражается в его сознании: он выражает к предметам и явлениям действительности определенное отношение. Поэтому отражение нашим мозгом предметов объективного мира всегда является субъективным образом объективного мира.
Таким образом, мы можем определить психологию как науку о психике, которая является функцией высокоорганизованной материи — мозга, функцией, заключающейся в отражении объективной действительности.

В наше время развелось большое количество так называемых психологов. У каждого есть грамота и каждый набивается вам в консультанты. Чтобы не попасться на удочку шарлатанам, вам стоит понять: что такое психология и что она изучает? У каждого из нас есть чувства, мысли и свое уникальное восприятие жизни. Кроме того, мы способны по-разному реагировать на природные и общественные явления. Именно эти процессы ученые называют психологическими.

Психология это наука, которая исследует формирование и закономерности развития у человека таких процессов как внутренние ощущение, логичность мышления, способность к запоминанию и обучению, уровень воображения. Также психологи уделяют огромное внимание закономерностям возникновения различных психических процессов, то есть реакциям на окружающую среду и способам проявления чувств.

 

Раньше роль психологов исполняли священники. В наше время даже при церквях есть консультирующие сестры милосердия или молодые священнослужители с ученой степенью по этой науке. Но не каждый человек готов пойти к психологу. Некоторые утверждают, что лучше спросят совета у мамы или у друга. Такое, прежде всего, случается из-за недоверия. И это не удивительно, ведь известны случаи, когда неумелый психолог смог «разложить», но не сумел «сложить» сознания пациента, что приводило людей к самоубийствам или серьезным психическим расстройствам. Поэтому, прежде чем доверить свое сознание специалисту, убедитесь в добросовестности доктора, наведите справки о его пациентах и опыте работы в данной сфере.

 

Сейчас такие люди востребованы во всех сферах жизни: на предприятиях, в учебных заведениях и школах. Хороший специалист поможет легко определить ваш темперамент и способности. Пройдя несколько элементарных психологических тестов, вы сможете проверить, занимаетесь ли вы своим делом или вам стоит сменить роль деятельности. Иногда, без такого человека просто не обойтись. Например, если ваш малыш начал заикаться и ему не может помочь ни логопед, ни ваша любовь, последней надеждой может стать только психолог. Полезны они и в тюремных заведениях. Эффективная работа с арестантами способствует изменению их мышления и часто, именно благодаря сотрудничеству с опытным психологом, преступники выходят из тюрьмы совершенно новыми личностями.

 

Сегодня научная психология работает над изобретением новых эффективных методов, которые способны помочь человеку быстро преодолевать трудности. Психологам интересна душа человека и состояние его личности, поэтому они пытаются найти новые пути к её пониманию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.