КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A)
Процедура исследования. Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых выяснить особенности Вашего характера, склонностей и интересов. Если Вы хотите получить объективные результаты, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво. Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов а), в) или с). Отвечая, помните: – вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все – не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову; – старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы закончите работу примерно за 35 минут; – старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно невозможно (не более одного «неопределенного» ответа на 5–6 вопросов); – не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд. Возможно, некоторые вопросы Вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение». Текст методики «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла, вариант А (16 ФЛ О-187, форма А) является необходимым для более детального изучения личности, в особенности для лиц с более высоким уровнем образования и культуры, студентов и выпускников высших учебных заведений, взрослых с достаточным и разнообразным жизненным опытом. Интерпретация результатов опросника осуществляется по стенам, переход к которым от «сырых» баллов производится по таблице нормирования, помещенной вслед за вопросами методики. Смысл количества стенов по отдельным факторам определен в тексте интерпретации «16 ФЛО-105, форма С». Поскольку к последнему опроснику приложена таблица нормирования, позволяющая перейти от стенов на шкалу 20-80, то как по количеству стенов, так и по количеству баллов этой шкалы возможно идентифицировать тип характера, а следовательно, и типы темперамента, и мотивации испытуемых, — разумеется, в предварительном плане специального исследования этих типов. Инструкция. В данном исследовании вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответа на каждый вопрос («а», «б», «в»). Отвечать нужно следующим образом: сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него, затем выберите один из трех предложенных вариантов ответа, отражающих в большей степени ваше мнение, нежели два остальных, и поставьте крестик в соответствующей клеточке на листке для ответов. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточному ответу типа «неуверен», «нечто среднее». Выбирайте его только тогда, когда не можете ответить иначе. Отвечайте на каждый вопрос. 1. Я хорошо понял инструкцию к этому вопроснику: а) да; б) не уверен; в) нет. 2. Я готов как можно искреннее ответить на вопросы: а) да; б) не уверен; в) нет. 3. Я предпочел бы иметь дачу: а) в оживленном дачном поселке; б) предпочел бы нечто среднее; в) уединенно, в лесу. 4. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями; а) всегда; б) обычно; в) редко. 5. При виде диких животных мне становится не по себе, даже если они надежно спрятаны в клетках: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 6. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов: а) да; б) иногда; в) нет. 7. Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают: а) обычно; 6) иногда; в) никогда не делаю. 8. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 9. Если бы я увидел двух дерущихся соседских детей, я: а) предоставил бы им самим выяснять свои отношения; б) не знаю, что предпринял бы; в) постарался бы разобраться в их ссоре. 10. На собраниях и в компаниях: а) я легко выхожу вперед; б) верно нечто среднее; в) я предпочитаю держаться в сторонке 11. По-моему, интереснее быть: а) инженером-конструктором; б) не знаю, что предпочесть; в) драматургом. 12. На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 13. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 14. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 15. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости: а) согласен, б) не уверен, в) не согласен. 16. Я предпочел бы взяться за работу; а) где можно много заработать, если даже заработки непостоянны; б) не знаю, что выбрать; в) с постоянной, но относительно невысокой зарплатой. 17. Я говорю о своих чувствах: а) только в случае необходимости; б) верно нечто среднее, в) охотно, когда предоставляется возможность. 18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю отчего: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват: а) никакого чувства вины у меня не возникает; б) верно нечто среднее; в) я все же чувствую себя немного виноватым. 20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые: а) отказываются использовать современные методы; б) не знаю, что выбрать; в) постоянно пытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально. 21. Принимая решения, я руководствуюсь больше: а)сердцем; б) сердцем и рассудком в равной мере; в) рассудком. 22. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу: а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет. 24. Разговаривая, я склонен: а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову; б) верно нечто среднее; в) прежде хорошенько собраться с мыслями. 25. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 26. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать: а) столяром или поваром; б) не знаю, что выбрать; в) официантом в хорошем ресторане. 27. У меня было: а) очень мало выборных должностей; б) несколько; в) много выборных должностей. 28. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к: а) острый; б) резать; в) точить. 29. Иногда какая-нибудь мысль не дает мне заснуть: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 30. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 31. Устаревший закон должен быть изменен: ' а) только после основательного обсуждения; б) верно нечто среднее; в) немедленно. 32. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 33. Большинство знакомых считает меня веселым собеседником: а) да; б) не уверен; в) нет. 34. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: а) меня это не волнует; б) верно нечто среднее; в) они вызывают у меня неприязнь и отвращение. 35. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 36. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии; а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 37. В школе я предпочитал: а) уроки музыки (пения); б) затрудняюсь сказать; в) занятия в мастерских, ручной труд. 38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения: а) да; б) иногда; в) нет. 39. Важнее, чтобы родители: а) способствовали тонкому развитию чувств у своих детей; б) верно нечто среднее; в) учили детей управлять своими чувствами. 40. Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы: а) попытаться внести улучшения в организацию работы; б) верно нечто среднее; в) вести записи и следить за тем, чтобы соблюдались правила. 41. Время от времени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительных физических усилий: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 42. Я предпочел бы обращаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с грубоватыми и прямолинейными: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 43. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает: а) да, это верно; б) верно нечто среднее; в) это неверно. 44. Если меня вызывает к себе начальник, я: а) использую этот случай, чтобы попросить о том, что мне нужно; б) верно нечто среднее; в) беспокоюсь, что сделал что-то не так. 45. Я считаю, что люди должны очень серьезно подумать, преждечем отказываться от опыта прежних лет, прошлых веков: а) да; б) не уверен; в) нет. 46. Читая что-либо, я всегда хорошо осознаю скрытое намерение автора убедить меня в чем-то: а) да; б) не уверен; в) нет. 47. Когда я учился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы: а) довольно часто; б) от случая к случаю; в) очень редко. 48. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю что где лежит: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 49. Когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 51. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть: а) лесничим; б) трудно выбрать; в) учителем старших классов. 52. Ко дню рождения, к праздникам: а) люблю делать подарки; б) затрудняюсь ответить; в) считаю, что покупка подарков — несколько неприятная обязанность. 53. «Усталый» так относится к «работа», как «гордый» к: а) улыбка; б) успех; в) счастливый. 54. Какое из данных слов не подходит к двум остальным: а) свеча; б) луна; в) лампа. 55. Мои друзья: а) меня не подводили; б) изредка; в) подводили довольно часто. 56. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей: а) да; б) не уверен; в) нет. 57. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других: а) да, это верно; б) скорее что-то среднее; в) это неверно. 58. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься: а) чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей); б) примерно раз в неделю (как большинство); в) реже одного раза в неделю (реже, чем большинство). 59. Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правил этикета: а) да; б) не уверен; в) нет. 60. В присутствии людей более значительных, чем я (людей старше меня, или с большим опытом, или с более высоким положением), я склонен держаться скромно: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 61. Мне трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступить перед большой аудиторией: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 62. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности, легко могу сказать, где север, где юг, восток или запад: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 63. Если бы кто-то разозлился на меня: а) я постарался бы его успокоить; б) не знаю, что бы я предпринял; в) это вызвало бы у меня раздражение. 64. Когда я вижу статью, которую считаю несправедливой, я скорее склонен забыть об этом, чем с возмущением ответить автору: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 65. В моей памяти не задерживаются надолго несущественные мелочи, например названия улиц, магазинов: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 66. Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, который лечит и оперирует животных: а) да; б) трудно сказать; в) нет. 67. Я ем с наслаждением и не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие люди: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 68. Бывают периоды, когда мне ни с кем не хочется встречаться: а) очень редко; б) верно нечто среднее; в) довольно часто. 69. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 70. Когда я был подростком и мое мнение расходилось с родительским, я обычно: а) оставался при своем мнении; б) среднее между а и в; в) уступал, признавая их авторитет. 71. Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами: а) да; б) не уверен; в) нет. 72. Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения, благодаря своим успехам: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 73. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 74. Критика в том виде, в каком ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает: а) часто; б) изредка; в) никогда. 75. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.; 76. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы: а) работать над ним в лаборатории дальше; б) трудно выбрать; в) позаботиться о его практическом использовании. 77. «Удивление» так относится к «необычный», как «страх» к: а) храбрый; б) беспокойный; в) ужасный. 78. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным: а) 3/7; б) 3/9; в) 3/11. 79. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя и не знаю, почему: а) да, верно; 6) не уверен; в) нет, это неверно. 80. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я того заслуживаю своим добрым к ним отношением: а) очень часто; б) иногда; в) никогда. 81. Употребление нецензурных выражений мне всегда противно (даже если при этом нет лиц другого пола); а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 82. У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 83. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить: а) верно; б) не уверен; в) неверно. 84. Люди иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 85. В различных ситуациях в обществе я испытывал волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену: а) довольно часто; б) изредка; в) едва ли когда-нибудь. 86. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю говорить другим: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 87. Мне больше нравится читать: а) реалистические описания острых военных или политических конфликтов; б) не знаю, что выбрать; в) роман, возбуждающий воображение и чувства. 88. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю все наоборот: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 89. Если начальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только задело: а) верно; б) нечто среднее между а и в; в) неверно. 90. Мне не нравится манера некоторых людей «уставиться» и бесцеремонно смотреть на человека в магазине или на улице а) верно; б) верно нечто среднее; в) неверно. 91. Во время продолжительного путешествия я предпочел бы: а) читать что-нибудь сложное, но интересное; б) не знаю, что выбрал бы; в) провести время, беседуя с попутчиком. 92. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу: а) да, согласен; б) верно нечто среднее; в) нет, не согласен. 93. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни: а) это нисколько меня не угнетает; б) верно нечто среднее; в) я падаю духом. 94. Мне становится не по себе, когда мне говорят комплименты ихвалят в лицо: а) да, это верно; б) верно нечто среднее; в) нет, это неверно. 95. Я предпочел бы иметь работу: а) с четко определенным и постоянным заработком; б) верно нечто среднее; в) с более высокой зарплатой, которая бы зависела от моих усилий и продуктивности. 96. Мне легче решить трудный вопрос или проблему: а) если я обсуждаю их с другими; б) верно нечто среднее; в) если я обдумываю их в одиночестве. 97. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 98. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали: а) верно; б) среднее между а и в; в) неверно. 99. Иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 100. Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 101. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее: а)беседовать с заказчиками, клиентами; б) выбираю нечто среднее; в) вести счета и другую документацию. 102. «Размер» так относится к «длине», как «нечестный» к: а) тюрьма; б) грешный; в) укравший. 103. АБ так относится к ГВ, как СР к: а) ПО; б) ОП; в) ТУ. 104. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно; а) я отношусь к этому спокойно; б) верно нечто среднее; в) испытываю к ним чувство презрения. 105. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают: а) это мне не мешает, я могу сосредоточиться; б) верно нечто среднее; в) это портит мне удовольствие и злит меня. 106. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я: а) вежливый и спокойный; б) верно нечто среднее; в) энергичный и напористый. 107. Я считаю, что: а) жить нужно по принципу «делу время — потехе час»; б) нечто среднее между а и в; в) жить нужнее веселее, не особенно заботясь о завтрашнем дне. 108. Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине души предвкушая успех: а) согласен; б) не уверен; в) не согласен. 109. Если я задумываюсь о возможных трудностях в своей работе: а) я стараюсь заранее составить план, как с ними справиться; б) верно нечто среднее; в) думаю, что справлюсь с ними, когда они появятся. 110. Я легко осваиваюсь в любом обществе: а) да; б) не уверен; в) нет. 111. Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 112. Мне было бы интереснее: а) консультировать молодых людей, помогать им в выборе работы; б) затрудняюсь ответить; в) работать инженером-экономистом. 113. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями: а) да; 6) верно нечто среднее; в) нет. 114. Иногда я в шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание только для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 115. Я бы с удовольствием работал в газете обозревателем театральных постановок, концертов и т. п.: а) да; б) не уверен; в) нет. 116. Если мне долго приходится сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать что-либо и ерзать на стуле: а) согласен; б) не уверен; в) не согласен. 117. Если мне кто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю: а) «он — лжец»; б) верно нечто среднее; в) «видимо, его неверно информировали». 118. Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня: а) часто; б) иногда; в) никогда. 119. Мнение, что болезни вызываются психическими причинами в той же мере, что и физическими (телесными), значительно преувеличено: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 120. Торжественность, красочность должны обязательно сохраняться в любой важной государственной церемонии: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 121. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия: а) очень; б) немного; в) совсем не беспокоит. 122. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это: а) в коллективе; б) не знаю, что выбрал бы; в) самостоятельно. 123. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе: а) часто; б) иногда; в) никогда. 124. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 125. Я всегда могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться к ним больше: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 126. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть: а) адвокатом; б) затрудняюсь выбрать; в) штурманом или летчиком. 127. «Лучше» так относится к «наихудший», как «медленнее» к: а) скорый; б) наилучший; в) быстрейший. 128. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить ряд ХООООХХОООХХХ: а) ОХХХ; б) ООХХ; в) ХООО. 129. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать: а) согласен; б) верно нечто среднее; в) не согласен. 130. Обычно я могу сосредоточиться и работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг очень шумят: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 131. Бывает, что я говорю незнакомым людям о вещах, которые кажутся мне важными, независимо от того, спрашивают меня об этом или нет: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 132. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 133. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 134. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 135. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 136. В общении с людьми: а) я не стараюсь сдерживать свои чувства; б) верно нечто среднее; в) я скрываю свои чувства. 137. Я люблю музыку: а) легкую, живую, холодноватую; б) верно нечто среднее; в) эмоционально насыщенную и сентиментальную. 138. Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия: а) да; б) не уверен; в) нет. 139. Если мое удачное замечание осталось незамеченным: а) я не повторяю его; б) затрудняюсь ответить; в) повторяю свое замечание снова. 140. Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных на поруки: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 141. Для меня более важно: а) сохранять хорошие отношения с людьми; б) верно нечто среднее; в) свободно выражать свои чувства. 142. В туристском путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 143. Обо мне справедливо думают, что я упорный и трудолюбивый человек, но успехов добиваюсь редко: а) да; б) не уверен; в) нет. 144. Если люди злоупотребляют моим расположением к ним, я не обижаюсь и быстро забываю об этом: а) согласен; б) не уверен; в) не согласен. 145. Если бы в группе разгорелся жаркий спор: а) мне было бы любопытно, кто выйдет победителем; б) верно нечто среднее; в) я бы очень хотел, чтобы все закончилось мирно. 146. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 147. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки, а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 148. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право настоять на своем: а) да; б) не уверен; в) нет. 149. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает: а) да; б) иногда; в) нет. 150. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, меня это не выводит из равновесия: а) согласен; б) не уверен; в) не согласен. 151. Мне кажется, интересно быть: а) художником; б) не знаю, что выбрать; в) директором театра или киностудии. 152. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) какой-либо; б) несколько; в) большая часть. 153. «Пламя» так относится к «жаре», как «роза» к: а) шипы; б) красные лепестки; в) запах. 154. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь: а) часто; б) изредка; в) практически никогда. 155. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 156. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что лучше всех знаю, что должен делать коллектив: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 157. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально: а) согласен; б) не уверен; в) не согласен. 158. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка: а) согласен; б) не уверен; в) не согласен. 159. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен этого делать: а) изредка; б) вряд ли когда-нибудь; в) никогда. 160. Принимая решения, я считаю для себя обязательным учитывать основные формы поведения — «что такое хорошо и что такое плохо»: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 161. Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 162. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо применить силу: а) согласен; б) верно нечто среднее; в) не согласен. 163. В школе я предпочитал (предпочитаю): а) русский язык; б) трудно сказать; в) математику или арифметику. 164. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза без всяких на то оснований: а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет. 165. Разговоры с людьми заурядными, связанными условностями и своими привычками: а) часто бывают весьма интересными и содержательными; б) верно нечто среднее; в) раздражают меня, так как беседа вертится вокруг пустяков и ей недостает глубины. 166. Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 167. В воспитании важнее: а) окружить ребенка любовью и заботой; б) верно нечто среднее; в) выработать у ребенка желательные навыки и взгляды. 168. Люди считают меня спокойным, уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 169. Я думаю, что наше общество, руководствуясь целесообразностью, должно создавать новые обычаи и отбрасывать в сторону старые привычки и традиции: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 170. У меня бывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становился невнимательным: а) едва ли когда-нибудь; б) верно нечто среднее; в) несколько раз. 171. Я лучше усваиваю материал: а) читая хорошо написанную книгу; б) верно нечто среднее; в) участвуя в коллективном обсуждении. 172. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил: а) согласен; б) не уверен; в) не согласен. 173. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте: а) всегда; б) обычно; в) только если это практически возможно. 174. Иногда мелочи нестерпимо действуют на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 175. Я не часто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть: № а) согласен; б) верно нечто среднее; в) не согласен. 176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества: а) я согласился бы; б) не знаю, что сделал бы; в) сказал бы, что, к сожалению, очень занят. 177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) широкий; б) зигзагообразный; в) прямой. 178. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» к: а) нигде; б) далеко; в) прочь. 179. Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 180. Окружающим известно, что у меня много разных идей и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 181. Пожалуй, для меня более характерна: а) нервозность при встрече с неожиданными трудностями; б) не знаю, что выбрать; в) терпимость к желаниям (требованиям) других людей. 182. Меня считают очень восторженным человеком: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 183. Мне нравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 184. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 185. Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и точного мастерства: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 186. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты: а) да; б) не уверен; в) нет. 187. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил: а) да; б) не уверен; в) нет. Ключ к методике Р. Кеттелла «16 ФЛО — А: В — 187» 1. А: 3а, 26в, 27в, 51в, 52а, 76в, 101а, 126а, 151в, 176а. 2. В: 28б,53б,54б,77в,78б,102в, 103б,127в, 128б,152а, 153в, 177а, 178а. 3. С: 4а, 5в, 29в, 30а, 55а, 79в, 80в, 104а, 105а, 129в, 130а, 154в, 179а. 4. Е: 6в, 7а, 31в, 32в, 56а, 57в, 81в, 106в, 131а, 155а, 156а, 180а, 181а. 5. F: 8в, 33а, 58а, 82в, 107в, 108в, 132а, 133а, 157в, 158в, 182а, 183а. 6. G: 9в, 34в, 59в, 83а, 84в, 109а, 134а, 159в, 160а, 184а, 185а. 7. Н; 10а, 35в, 36а, 60в, 61в, 85в, 86в, 110а, 111а, 135а, 136а, 161в, 186а. 8. I: 11в, 12а, 37а, 62в, 87в, 112а, 137в, 138а, 162в, 163а. 9. L: 13в, 38а, 63в, 64в, 88а, 89в, 113а, 114а, 139в, 164а. 10. М: 14в, 15в, 39а, 40а, 65а, 90в, 91а, 115а, 116а, 140а, 141в, 165в, 166в. 11. N: 16в, 17а, 41в, 42а, 66в, 67в, 92в, 117а, 142в, 167а. 12. O: 18а, 19в, 43а, 44в, 68в, 69а, 93в, 94а, 118а, 119а, 143а, 144в, 168в. 13. Q1: 20а, 21а, 45в, 46а, 70а, 95в, 120в, 145а, 169а, 170в. 14. Q2: 22в, 47а, 71а, 72а, 96в, 97в, 121в, 122в, 146а, 171а. 15. Q3: 23в, 24в, 48а, 73а, 98а, 123в, 147в, 148а, 172в, 173а. 16. Q4: 25в, 49а, 50а, 74а, 75в, 99а, 100в, 124а, 125в, 149а, 150в, 174а, 175в.
Во втором факторе совпадение с ключом равно 1 баллу. В остальных факторах совпадение с «б» равно 1 баллу, а совпадение с буквами «а» и «в» по ключу равно 2 баллам.
Методика представляет собою вариант адаптированного личностного опросника Р. Кеттелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов, обозначенных соответствующими латинскими буквами,—в связи с названиями этих факторов. Например, фактор А — это фактор «аффектотимия—шизотимия». Биполярность (двухполюсность) фактора относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, отсутствует также невольно предполагающаяся Между полюсами область неопределенных и нулевых значений. Чтобы исключить такие предположения, мы специально приводим вариант интерпретации смысла факторов, содержащий описание непрерывного изменения этого смысла от одного «полюса» до другого: это совпадает с нашими представлениями о непрерывности изменения характерологических свойств личности по параметру ее активности. При этом заметим, что у самого Р. Б. Кеттелла различение личностных свойств и свойств характера было лишь намечено теоретически и вовсе не решалось практически, поскольку не имелось достаточных оснований для объединения смысла идей прерывного и непрерывного и соответствующих им подходов, — «от типов» и «от черт»: необходимо было иметь интегральную модель личности, формированию которой посвящены сейчас многие исследования, в том числе и данная работа С нашей точки зрения, опросники Р. Кеттелла имеют бесспорное статистически-ориентировочное значение в познании личности и в типологии ее свойств, включая характер. Поэтому внесенные нами изменения не затрагивают смысла вопросов методики и диагностических категорий Р. Б. Кеттелла; эти изменения относятся к особенностям процедур ответов испытуемых, их обработки и нормирования, что позволило соотнести первичные баллы шкалы 20-80 и стены в психологическом их смысле, тем самым позволяя раскрыть и содержание типов характера. В тексте опросника Р. Кеттелла: на 187 вопросов (форма А) содержатся положения, касающиеся различных свойств личности, установок и интересов, и заполняется так, что испытуемый должен выбрать один из возможных ответов: четырех или трех. Для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции. Таблицы стандартизации превращают сырые результаты в стены. Балл в стенах (термин происходит от «стандартной десятки») распределяется по десяти точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга (предполагая, что распределение нормальное) от 1-го до 10, со средним популяции, установленным в 5,5 стена. Стены 5 и 6, соответственно, охватывают по половине среднеквадратического отклонения вверх и вниз от среднего, представляя, таким образом, основную часть популяции, тогда как высшие границы стенов соответствуют 2,5 среднеквадратического отклонения выше и ниже среднего. Следовательно, стены 5 и 6 будут считаться средними, 4 и 7 — слегка отклоняющимися (соответственно ниже или выше) 2,3,6,9 — сильно отклоняющимися, а 1 и 10 — крайними случаями. Все это определяет положение данного лица по отношению к определенной популяции, на которой базируется стандартизация. Содержание двух нормировочных таблиц допускает превращение любого «сырого» результата для каждого из 16-ти факторов в стены. Цифры в каждой таблице представляют собой «сырые» результаты, полученные для шкалы 20-80 или вне ее.
Таблица 1 Женщины 19–28 лет
Таблица 2
Мужчины 19–28 лет
Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях – интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1; – эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3,Q4; – коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q2, N, L. Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка. 1. Приспособленность (адаптированность) в отличие от тревоги. 2. Интроверсия в отличие от экстраверсии. 3. Сепзитивность, эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности. 4. Подчиненность в отличие от независимости. Баллы второго порядка получают из стенов, в которые предварительно превращаются «сырые» первичные баллы. Если первичные стены скомбинировать, придавая им указанный в специальных таблицах вес, то они непосредственно дадут стены второго порядка. Следует обратить внимание, что кроме умножения стена на вес к общей сумме прибавляется константа (чтобы привести его к окончательной цифре 5,5 — средней для всех шкал стенов). Таблица для получения вторичных баллов в стенах из 16 первичных факторов
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 75525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |