Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип доступности. Процесс прочного усвоения знаний очень сложен




Принцип прочности

Процесс прочного усвоения знаний очень сложен. В нем закреплены теоретические и эмпирические закономерности: усвоение знаний и развитие познавательных сил учеников — две тесно связанные стороны учебного процесса; прочность усвоения материала зависит от его структуры и содержания, а также от отношения учеников к нему, обучению, учителю; имеет значение организация обучения, методы и виды обучения; у памяти — избирательный характер: лучше запоминается то, что интересно. Иногда непроизвольное запоминание продуктивнее, чем произвольное.

1. Мышление главенствует над памятью. Надо запоминать то, что более ценно, не растрачивая силы на малоценные знания.

2. Запоминать надо только сознательно усвоенное и осмысленное.

3. Надо учить пользоваться справочной литературой, чтобы не заучивать вспомогательный материал.

4. Материал для запоминания заключайте в короткие ряды.

5. Внимание учащихся отвлекают внешние и внутренние факторы, поэтому их надо контролировать, бороться с ленью.

6. При повторении и закреплении материала активизируйте память, мышление и чувства учеников.

7. Изучая новое, связывайте его с пройденным, повторяя старое в новом.

8. Перед упражнением дайте четкие указания, предъявите требования к результату работы.

9. Приучайте контролировать процесс и результаты своего труда.

10. Для укрепления знаний важно самостоятельное повторение их учениками. Не разрешайте учащимся пропускать занятия или бездельничать на них — это приведет к снижению прочности знаний.

В основе принципа доступности лежит закон тезауруса (от лат. tesaurus — сокровище): человеку доступно только то, что соответствует его тезаурусу (объему знаний, умений, способам мышления).

Существуют и другие закономерности принципа доступности:

—возрастные и индивидуальные особенности школьников;

организация учебного процесса, методы обучения, условия;

— уровень умственного развития и запас представлений и понятий у обучающихся;

— оптимальный уровень обучения.

Практическая реализация принципа доступности сформулирована Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Современная теория и практика расширяют правила реализации доступности.

1. Распределение материала сообразно возрасту и восприятию.

2. Ум должен быть подготовлен к изучению предмета.

3. Содержание и способы обучения должны опережать развитие.

4. Ведите обучение в оптимальном темпе — не задерживая сильных и развивая слабых.

5. Конкретные знания и умения формируйте компактно, обобщения — широко.

6. Торопиться — медленно! Не форсировать процесс обучения.

7. Ясность изложения, четкость формулировок, образность, избегание монотонности.

8. Сделайте доступным процесс нахождения истины для понимания.

9. Раскрывайте непонятное через понятное, дайте основу для самостоятельного анализа, ободряйте учеников.

10. Тренируйте работоспособность учеников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.