Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности педагогического процесса. Объективные, необходимые и повторяющиеся связи отражаются в закономерностях




Объективные, необходимые и повторяющиеся связи отражаются в закономерностях. Такие сложные и динамические системы, как педагогический процесс, обладают огромным количеством связей и зависимостей. Их не описать десятком закономерностей.

Для изучения какого-нибудь вида связей находят систему, где они ярче проявляются. Для их исследования надо образовать много других систем, поворачивающих педагогический процесс разными гранями. Система, выделенная по интегративному критерию, дает общее представление о важных связях педагогического процесса. Анализируется он на уровне крупных блоков и связей между ними.

Общие закономерности:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. От величины изменений на предыдущем этапе зависит величина всех последующих. То есть педагогический процесс имеет ступенчатый характер.

2. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между учителем и учеником и обоснованности корректирующих воздействий учителя.

3. Закономерность стимулирования. Продуктивность процесса зависит от внутренних стимулов учебы и своевременности и интенсивности внешних.

4. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность процесса зависит от качества чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения.

5. Закономерность единства внешней и внутренней деятельности. Эффективность процесса зависит от качества преподавания и качества учебы ученика.

6. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Результаты процесса зависят от потребностей общества и личности, от возможностей общества, от условий протекания процесса.

Действующие в педагогическом процессе связи не исчерпываются приведенными закономерностями, к их изучению только приступают исследователи.

Этапы педагогического процесса

У педагогических процессов циклический характер и одинаковые этапы, т. е. последовательности развития. На подготовительном этапе создают условия для протекания процесса в нужном направлении и с нужной скоростью. Здесь решаются задачи целеполагания, диагностики условий, прогнозирования достижений, планирования развития процесса.

Целеполагание — превращение общепедагогической цели в конкретные задачи, достижимые в данный период времени и в данных условиях. Здесь возникают противоречия между требованиями педагогической цели и возможностями учеников. Пути их разрешения — в проектируемом процессе. Педагогическая диагностика — исследование для прояснения условий протекания педагогического процесса. Собирается информация о возможностях учителей и учеников, об уровне их подготовки, условиях протекания процесса и др. Часто ранее намеченные задачи корректируются результатами диагноза, приближая к реальным возможностям. Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Осуществляется прогнозирование по сложным методикам, но затраты эти окупаются. Педагоги могут тогда вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса. Подготовительный этап завершается проектом организации процесса. Затем, после доработки, он превращается в план, привязанный к конкретной системе. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Это итоговый документ, где точно обозначено, кому, когда и что нужно делать. Этап осуществления педагогического процесса. Это обособленная система, в нее входят: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; сотрудничество учителей и учеников; использование методов и форм педагогического процесса; создание условий; стимулирование учебы; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Оперативный педагогический контроль играет стимулирующую роль. Но из стимула он может превратиться в тормоз, если не будет учитывать ряд конкретных обстоятельств. Важны обратные связи, основа оперативных управленческих решений. Только опираясь на обратную связь, можно найти разумное соотношение педагогического управления и самоуправления ученика. Оперативная обратная связь придает педагогическому взаимодействию нужную гибкость. Этап анализа достигнутых результатов. Это необходимо, чтобы не повторять старые ошибки. Анализируя — обучаемся. Надо определить, где и почему возникли ошибки. Если игнорировать диагностику, тогда больше всего встречается ошибок. Страдают от этого ученики.

 

 

РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.