КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы педагогических исследований. знать: основные методы научного исследования в педагогике;
знать: основные методы научного исследования в педагогике; уметь: проводить классификацию методов
Педагогические методы исследования принято делить на теоретические и эмпирические. Среди теоретических методов исследования выделяются анализ педагогической литературы и архивных материалов, документации и продуктов деятельности педагогов и учащихся. Важными в педагогических исследованиях являются анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, аналогия, сравнение, построение гипотез, прогнозирование, проектирование, моделирование и другие теоретические методы. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность его состоит в том, что исследователь должен находиться в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделять, фиксировать одну, две или несколько интересующих его сторон этих связей, отношений или предметов. Данный метод тесно связан с другими методами исследования, прежде всего с анализом и синтезом. Анализ — метод научного исследования, сущность которого заключается в разложении изучаемого предмета на составные части, при этом синтез — метод научного исследования, который, наоборот, состоит в соединении полученных при анализе частей в некое целое. Методы анализа и синтеза в науке взаимодействуют друг с другом, применяются лишь на стадии поверхностного знакомства с объектом. Теоретические методы исследования связаны, как было сказано ранее, с изучением литературы, в том числе трудов классиков, общих и специальных работ по педагогике, периодической психолого-педагогической печати, справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Изучение литературы позволяет выявить достаточно изученные проблемы, вопросы научных дискуссий, устаревшие взгляды и теории, узнать о неисследованных педагогических проблемах. Работа с литературой предусматривает применение следующих методов: —составление перечней источников, связанных с различными аспектами исследуемой проблемы; —реферирование — сжатое изложение основного содержания работы; —конспектирование, представляющее собой ведение более детальных записей, в основе которых — главные идеи и положения работы; —аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; —цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике. К эмпирическим методам исследования относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Сущность эксперимента как метода исследования заключается в создании специально организованной среды с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от целевых установок различают констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный эксперименты.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |