Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, структура и функции процесса обучения




знать: сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру.

уметь: выделять и раскрывать функции обучения

Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. (Ю.К.Бабанский).

Проблемы процесса обучения изучает раздел педагогики, называемой дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko —изучающий). Впервые этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке, употребляя его в значении «искусство обучения». Я.А. Коменский в работе «Великая дидактика» определил его как «великое искусство обучения всех всему».

Признаки, характерные для обучения: двусторонний характер; сотрудничество учителей и учеников; руководство учителя; организация и управление; целостность и единство; соответствие возрастным закономерностям развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся.

Объект дидактики — обучение, предмет—система отношений «учитель—ученик», «ученик—учебный материал», «ученик —другие ученики». Эти отношения — сущность обучения; вне процесса существовать не могут отношения «преподавание — учение», а «ученик — учебный материал» и другие отношения могут существовать и вне процесса обучения. Познание без обучения возможно, а обучение без познания — нет.

Задачи дидактики: описание и объяснение процесса обучения, условия его реализации; разработка и организация процесса обучения; новые обучающие системы и технологии.

Основные понятия дидактики: преподавание — деятельность педагога; учение — деятельность обучающихся; —обучение — взаимодействие педагога с учениками.

Направленность процесса обучения — формирование знаний, умений, навыков, творческого опыта. Знание — совокупность систем понятий, законов и правил, выражающих закономерности, теорию и базовые термины. Умения — практические действия на основе знания. Навыки — действия, доведенные до автоматизма. Цель—то будущее, на которое направлены усилия обучения. Содержание — система знаний, умений и навыков, способов деятельности и мышления — то, чем должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Организация — придание дидактическому процессу необходимой формы для более эффективной реализации цели.

Форма (от лат. forma—оболочка) — внешний вид учебного процесса, способ его существования. Связана форма с количеством учеников, временем, местом и порядком обучения. Метод — способ реализации цели обучения. Средство — предметы учебного процесса: речь, мастерство педагога, учебники, классное оборудование и т. п. Результаты— продукты обучения, степень реализации цели.

Выделяют общую и частную дидактику. Первая изучает процесс преподавания и учения, факторы и условия, связанные с ним, результаты. Частные дидактики — это методики преподавания, изучающие закономерности протекания процесса, формы и содержание преподавания предметов.

Современная дидактика имеет следующие особенности:

1. Ее методологическая основа — объективные закономерности философии познания (гносеологии), материализм. Основная концепция — системный подход к пониманию процесса обучения. Наилучшей дидактической системой будет та, что опирается на весь комплекс современных знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познания.

2. Сущность обучения — разумное сочетание управления учителя с активностью и самостоятельностью учеников. Главное — достижение определенного уровня обучения с мини­мальными затратами времени, сил и средств.

3. Новая дидактика стремится сохранять положительные качества прежних программ, приумножая их. Разрабатываются научные модели процесса обучения.

Образование по российским законам — основа духовного, экономического, культурного развития государства и общества. Его цель — становление свободной, культурной, нравственной личности, несущей ответственность перед семьей и обществом.

Содержание учебного процесса – система знаний и умений, выбранная для изучения в определенном типе учебного заведения. Потребности общества и отдельных людей направляют формирование содержания и включение его в программы учебных заведений. Содержание образования — предмет острой идеологической борьбы, его формирование зависит от ценностей и идеалов общества.

Как система содержание учебного процесса имеет различную структуру изложения. Ее элементы — отдельные знания, связанные по-разному. Наиболее распространенные — линейная, концентрическая, спиральная и смешанные структуры изложения содержания.

Линейная структура — последовательность частей учебного материала, тесно связанных между собой, которые прорабатываются один раз за время школьного обучения. История, литература, языки, музыка.

Концентрическая структура — возвращение к изучаемым знаниям. Физика, химия, биология.

Спиральная структура — постепенное расширение и углубление круга знаний. В отличие от концентрической структуры в ней нет перерывов и одноразовости линейной. Общественные, психологические, педагогические науки.

Составители учебников используют возможности смешанной структуры, позволяющей маневрировать в изложении отдельных частей разными способами.

Определяется содержание учебного процесса планами, программами, фиксируется в учебных пособиях, электронных накопителях информации.

Учебный план определяет: продолжительность учебного года, четвертей и каникул; перечень предметов; распределение предметов по годам обучения; расчасовка по предметам и т. п.

Учебные программы по предметам составляются на основе учебного плана. Программа содержит: объяснительную записку о целях предмета, о требованиях, формах и методах; тематическое содержание материала; время для изучения отдельных вопросов; перечень оборудования и пособий, рекомендуемую литературу.

В учебной литературе раскрывается содержание образования. Это учебники, справочники, атласы, карты и т. п. Результаты обучения зависят от качества этой литературы.

Учебник должен быть и мобильным, и стабильным. В соответствии с требованием стабильности он должен иметь устойчивую основу. Мобильность дает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения конструкции. Хороша блочная конструкция, позволяющая всевозможные вставки. Учебник выполняет следующие функции: мотивационную, информационную, контрольно-корректирующую. Помогают учебному процессу компьютерные учебные материалы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.