Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как общественное явление и педагогический процесс. знать: сущностные характеристики образования как общественного явления, педагогического процесса, общечеловеческой ценности;




 

знать: сущностные характеристики образования как общественного явления, педагогического процесса, общечеловеческой ценности;

уметь: определять ценности, цели и содержание образования в конкретно-исторические периоды (античность, средневековье, новое время, современность).

 

 

Образование как социальное явление представляет собой объективную общественную ценность. Оно является относительно самостоятельной системой, функция которой заключается в систематическом обучении и воспитании членов общества. Система образования ориентирована на овладение прежде всего научными знаниями, набором социальных ценностей, умений, навыков, на усвоение норм поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития. Образование, будучи социальным явлением, предстает как система, характеризующаяся наличием обязательных качеств, свойственных не только ей в целом, но и каждому ее компоненту. Ценности, цели и содержание образования менялись в конкретно-исторические периоды. На первом, эмпирическом, этапе становления образования, начиная с древнейших времен, человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных эпох и народов, создания различных образовательных учреждений. На Западе основой европейских систем обучения и воспитания стала древнегреческая философия. Демокрит (460—370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания обучение и воспитание. Вопросы педагогики раскрываются в трудах древнегреческих мыслителей: Сократ (469—399 до н.э.), его ученик Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.). Итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана. Этот его труд долгое время был важной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики. В качестве систем образования известны школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-католического обучения. На Востоке изучались четыре основных дисциплины: морали, языка, политики и литературы. Они впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские и иранские ученые подчеркивали важность систематического и постоянного образования, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость.

На втором этапе формирования педагогики как наукив период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование формировалось в рамках религиозных догматов и во многом потеряло свободу, прогрессивную направленность античных времен. Из века в векоттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Но кроме подавления свободомыслия иезуитами была реализована идея общеобразовательной школы с ее главными атрибутами. Основателем ордена иезуитов был И. Лойола (1491—1556). В 1522 г. он написал книгу «Духовные упражнения», где изложил основы и принципы функционирования новой, неизвестной еще школы. Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. И. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. Иезуиты привозили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях, открывали школы, куда мог записаться каждый. Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс — это общество в миниатюре. Эпоха Возрождения дала миру целый ряд ярких мысли педагогов-гуманистов, в числе которых итальянец В. Фельтре (1378—1446), голландец Эразм Роттердамский (1469-4536), французы Ф. Рабле (1494-1553) и М. Монтень (1553-1592). Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1552—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие идеи реализуются и в настоящее время. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории. Активно выступали против догматизма и схоластики в педагогике французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712— 1778). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога И. Песталоцци (1746—1827). Немецкий философ И. Гербарт (1776—1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), он известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790—1866) плодотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. В Киевской Руси после крещения киевлян в 988 г. князь Владимир начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и «даяти нача на учение книжное». В 1028 г. князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Остромысл в XIII в. заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. Детей простых людей чтению, письму, счету и церковному пению обучали за плату «мастера грамоты». Появляются первые педагогические сочинения «Поучение князя Владимира Мономаха детям» (XII в.), печатная «Азбука» первопечатника Ивана Федорова (1574 г.). Школа Киевского богоявленского братства, открытая в 1615 г., в 1632 г. стала первым в России высшим учебным заведением (коллегией, а затем академией). В Москве в 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия для преподавания «семи свободных наук» (грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки), богословия и «науки правосудия». В 1724 г. при Академии наук был открыт университет, а в 1755 г. — Московский университет. Далее развитие педагогики шло по пути формирования системы образовательных учреждений во главе с созданным специально министерством народного просвещения. Основоположником отечественной педагогики стал К.Д.Ушинский (1823-1870), который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. Широко известны также педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811- 1848), А.И. Герцена,(1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), НА Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н.И. Пирогова(1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания в стране. На третьем этапе развития педагогики в XX в.ее научная мысль развивалась очень активно. Интенсивные исследования педагогических проблем проводились в США. В работах Д.Дьюи (1859—1952), Э.Торндайка (1874—1949), Б. Спока и других были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь задуманных целей. В России педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. П.Ф. Каптерев (1849-1922), С.Т. Шацкий (1878-1934), П.П. Блонский (1884-1941), А.П. Пинкевич (1884—1939). А.С. Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918—1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. В начале 1990-х гг. в России началась модернизация образования.

Ориентирами для многих стала западная педагогика, нацеленная на обслуживание экономического развития общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. Концепция педагога, ориентированного на специальную работу по формированию в сознании учащихся системы общественных ценностей, воспитанию гуманного отношения к людям уступает место концепции педагога – менеджера. Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не стихийно. Они зависят от социальных, политических и экономических отношений в социуме, влияющих на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эту зависимость нельзя назвать механической, поскольку желаемое и необходимое в обществе часто находятся в состоянии конфронтации. Образование способствует разностороннему развитию личности. Цели образования определяются природой общества, в котором оно реализуется. По отношению к каждому человеку можно выделить конечную цель образования, которая состоит в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому — культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Несмотря на широкий ассортимент образовательных услуг, система образования со своими учреждениями не может навязываться человеку, ограничивая его свободу выбора.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.