Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме




Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме складывались на протяжении долгой истории, вследствие чего сформировалась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования. В римской семье длительное время сохранялись традиции родовой общины, но в то же время характер домашнего воспитания в первую очередь зависел от положения семьи на социальной лестнице римского общества. Девочки и мальчики воспитывались в семье вместе до 4—5 лет; девочки попадали под наблюдение матери, кормилицы, няни и до замужества оставались в кругу женщин родительского дома. Девочки занимались рукоделием (прядение, тканье); учились музыке, танцам; богатые семьи учили своих дочерей греческому языку. Мальчиков воспитывали мужчины (отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции), их приучали к мужским занятиям, и главное — владеть оружием. Дети небогатых свободнорожденных граждан получали начальное образование в платных элементарных школах, где могли учиться и девочки. Знатные родители приглашали, как правило, домашних учителей, которые обучали их греческому языку и литературе. Грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей с 12 до 16 лет, возникли под влиянием Греции. Здесь детей учили греческому языку, риторике, знакомили с некоторыми сведениями из литературы и истории. В конце республиканского Рима появились риторические школы (школы ораторов), обучавшие за высокую плату юношей знатного происхождения греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии. Это была стартовая ступенька к высшим государственным должностям.

С возникновением Римской империи (II в. до н. э.) грамматические школы и школы риторов превратились в государственные, их задача состояла в подготовке преданных императорской власти чиновников.

Марк Фабий Квинтилиан основал одну из лучших школ риторов в Риме, которая приобрела впоследствии широкую известность и стала государственной. Квинтилиан разработал первый специальный педагогический труд «О воспитании оратора», где отражены некоторые общепедагогические проблемы. Квинтилиан сыграл свою роль в изучении влияния природы человека на его развитие. Он придавал большое значение природным способностям детей и утверждал, что степень способностей можно определить в раннем возрасте, но при этом был уверен, что воспитанием можно достигнуть очень многого. Квинтилиан критиковал традиции семейного воспитания, принятые в высшем римском обществе, которые позволяли допускать детей на пиршества и делать их свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за то, что они недооценивали важность периода детства для формирования личности ребенка. По мнению Квинтилиана, родители, кормилицы и няни должны помнить о восприимчивости ребенка как к хорошему, так и к дурному, о влиянии этого обстоятельства на выбор товарищей-сверстников и педагогов для детей. Как и Аристотель, Квинтилиан отводил период от 5 до 7 лет на подготовку к школе. С его точки зрения, дети до 7 лет должны овладеть родным и греческим языком. Систематические занятия с детьми должны приносить им радость, и Квинтилиан советовал поощрять детей похвалой, просьбами, вызывать у них дух соревнования со сверстниками. Он сформулировал методические советы по обучению детей грамоте, настаивая на одновременном ознакомлении с графическим образом и названием букв при помощи наглядных пособий, настаивал на последовательности в обучении. Учить, говорил Квинтилиан, следует основательно, будущий оратор нуждается в развитой памяти, чувстве художественного слова, ритма, хорошей дикции и интонации, выразительности речи и мимики. Успех возможен, если все это начали развивать в дошкольном возрасте. Он обосновал методику разучивания стихотворений, при которой сначала прочитывают стихотворение целиком, затем разбивают на логические части и заучивают частями; в заключение оно декламируется целиком. Квинтилиан занимает важное место в истории развития педагогической мысли как автор первого педагогического труда, основатель дидактики и методики, теоретик воспитания детей дошкольного возраста. Развитие педагогики Западной Европы в Средние века и в эпоху Возрождения. За рабовладельческим строем пришел новый, феодальный строй. Католическая церковь играла большую роль в жизни средневекового западноевропейского общества, призывала к аскетизму, воспитывала у людей долготерпение и покорность. Католическое духовенство пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к «первородному греху». При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы, которые в первую очередь готовили духовных лиц для низших церковных должностей. Впоследствии в этих школах стали готовить тех, кто не планировал служить в церкви. Педагоги воспитывали мальчиков в духе христианской нравственности, учили их читать и писать на латинском языке, на котором велось католическое богослужение. При кафедре епископа в соборах были кафедральные, или соборные школы, для детей дворян и именитых граждан. Позднее эти школы стали давать повышенное образование. Содержание его наполнялось богословием и «семью свободными искусствами», в которые входили грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Соборные школы, как правило, готовили высшее духовенство.

Образование и воспитание рыцарей заключалось в овладении семью «рыцарскими добродетелями», среди которых — умение ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было не обязательно. Первый этап воспитания будущий рыцарь осваивал при дворе сюзерена с 7 до 14 лет, где был пажом при жене феодала, на втором этапе — с 14 лет до 21 года — он служил оруженосцем своего господина, сопровождая его в военных походах и на охоте. В конце второго этапа жизни юноша проходил церемонию посвящения в рыцари. Дочери феодалов обучались дома и в женских монастырях, где им давали образование (учили чтению, письму и рукоделию) и воспитывали в религиозном духе.

XII—XIII вв. ознаменовались развитием ремесел, торговли и ростом городов в Западной Европе, что способствовало возникновению городской культуры. В городах стали открываться для детей ремесленников — цеховые школы, а для детей купцов — гильдейские школы. В этих школах уделялось основное внимание счету, чтению и письму на родном языке. Цеховые и гильдейские школы впоследствии стали городскими начальными школами на содержании магистратов, нарушив монополию церкви в области обучения. XIV—XVI вв. вошли в историю как эпоха Возрождения, которая характеризуется началом капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением класса буржуазии, возродившей античную культуру. Эта эпоха способствовала развитию наук и искусств. В эпоху Возрождения провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле, поскольку в культуре XIV—XVI вв. человек был в центре внимания. Эта культура получила название гуманистической.

Педагоги-гуманисты считали необходимым воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, имеющих многосторонние интересы. Педагоги эпохи Возрождения считали важным физическое и умственное воспитание детей, оно должно содействовать развитию творческой активности и самодеятельности воспитанников, вооружать их реальными знаниями. По мнению гуманистов, обучение должно быть основано на наглядности, к тому же необходимо формировать у детей сознательное отношение к усвоению знаний. Гуманисты призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность. Протестуя против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты являлись носителями передовых педагогических идей. Томас Мор был автором идеи об обучении детей исключительно на родном языке, считая, что важнее естественнонаучное содержание образования. Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он считал достойной продолжения афинскую систему физического воспитания. Идеи Мора об использовании наглядных средств при обучении и постоянном самообразовании взрослых граждан намного опередили свое время. Для реализации идей о самообразовании, Мор считал необходимым устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Тамазо Кампанелла выразил свои педагогические идеи в книге «Город Солнца», в определенной мере развил идеи предшественников, в том числе и Т. Мора. По его мнению, государство должно контролировать подбор супругов для создания наилучшего потомства. Кампанелла считал, что с 2 лет необходимо начинать общественное воспитание детей, а в возрасте 3 лет детей уже можно учить правильной речи и азбуке, активно привлекая наглядные средства. В этот же период следует вводить усиленное физическое воспитание детей, а в восьмилетнем возрасте дети должны начинать систематически обучаться различным наукам. Науки необходимо изучать параллельно с регулярным посещением мастерских, что даст воспитанникам технические знания и возможность сознательной профессиональной ориентации. К 12 годам дети готовы начинать военную подготовку, независимо от пола, с тем, чтобы в условиях войны и женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.