Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Черты школьного коллектива




Коллектив как объект и субъект воспитания

 

знать: сущность понятий «коллектив», «группа», «межличностные отношения в коллективе», этапы становления коллектива.

уметь: выявлять сущностные характеристики коллектива.

 

Коллектив – (от лат. colido – объединяю, collektivus – собирательный) - это социальное единство людей, разделяющих общественно значимые цели и общие ценностные ориентации, имеющих совместную деятельность и общение. В социологии изучают трудовой коллектив, в психологии – контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике – организованные общности детей и взрослых.

Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными». В российской педагогике П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский указывали на детские сообщества, как на возможно новые формы отношений, оказывающих позитивное воздействие в развитии каждой личности. А.С.Макаренко указывал на то, что коллектив выступает как форма, инструмент и средство воспитания, как источник развития каждой отдельной личности. Он подчеркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, ее защищенность и социальные связи. Макаренко сформулировал принципы, утверждающие гуманистический характер воспитания в коллективе: опора на положительное в ребенке, принципы положительного воздействия, сочетания требовательности с уважением к личности ребенка, принцип индивидуального действия и др. Обосновал закон развития коллектива на основе системы перспективных целей (от «ближайшей радости» к средней и дальней перспективе), ввел понятие первичного коллектива и рассмотрел этапы формирования первичного коллектива. Предостерегал преподавателей от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках. Утверждал, что первичный коллектив сохраняет все свойства большого коллектива и через него тесно связан с обществом.

Таким образом, созданная в 20-30 годы XX теория коллектива включала в себя определение «коллектива», понятие первичного и общего коллектива, закономерности и принципы, этапы развития и методику работы с органами самоуправления. Общий вывод заключался в том, что детский коллектив является естественной и благоприятной средой общения, которая помогает детям выбрать достойный идеал, добиться коллективных и личных успехов в его достижении, познать себя.

· постановка и достижение общественно значимых целей и задач (перспективы);

· включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

· формирование отношений ответственной и зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;

· выработка правильного общественного мнения;

· появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

· организация действенной работы органов самоуправления;

· мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.

Функции коллектива:

· организационная (включение в деятельность, формирование деловых отношений, взаимоейдствие);

· воспитательная (формирование нравственности, выработка ценностей, привычек, воли, характера;

· стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.