КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. доктор психологических наук, зав
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА М. Б. ПОЗИНА Учебное пособие МОСКВА УДК 159.9 ББК 88.3 П 47 Рецензенты: доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова, профессор Т. А. Ратанова; доктор психологических наук, член Союза писателей, профессор В. Г. Ражников
ISBN 5-901617- 05-3 ББК 88.3
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание учебного пособия составлено с учетом требований, определяемых Государственным образовательным стандартом. В «Требованиях к знаниям и умениям по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин» поставлены задачи: - иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношениях с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; - понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; - уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, а также овладеть простейшими приемами психической саморегуляции; - понимать соотношение наследственности и социальной среды, роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; - знать формы, методы и средства педагогической деятельности; - владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения педагогических задач. В рамках курса предусмотрены семинарско-практические занятия, на которых студенты знакомятся с тестовыми методикам, используемыми в практической психологии, проводят деловые игры и тренинги, вырабатывая навыки взаимодействия с другими людьми. Для развития общеучебных умений в течение года студенты осваивают методы и приемы работы с большими объемами информации, осваивают навыки продуктивного чтения и конспектирования, знакомятся с техниками эффективного запоминания. Особое значение придается работе с новейшей литературой. В списке рекомендуемой литературы указаны современные источники, сопровождающие каркасный материал данного пособия. Мы стремились организовать содержание таким образом, чтобы в нем была представлена интересная и полезная информация, независимо от выбранной специальности, возраста и семейного положения. В пособии нет механического деления на курсы «Педагогика» и «Психология». Педагогический аспект представлен в каждом разделе темы. Педагогика немыслима без психологического знания, равно как и психологические проблемы развития, формирования и становления личности неотделимы от основных принципов педагогики. Разделы курса включают теоретические положения и научную фактологию, извлеченную из многих источников информации. В процессе изучения предмета нужно не только овладеть элементами научных знаний по психологии и педагогике, но и, осмыслив прочитанное, увидеть и проанализировать свои проблемы в свете психологического знания, улучшить стратегии своего поведения и обучения, раскрыть свои потенциальные возможности. Изучение курса психологии в отличие от освоения других дисциплин должно способствовать стимулированию и ускорению личностного роста. Область психолого-педагогического знания сегодня простирается от глубоко личных, например, семейных отношений, до широко обсуждаемых проблем, возникающих в недрах организационных и производственных структур. Каждый человек, получающий высшее образование, рано или поздно становиться руководителем, координатором работы других людей. При этом так или иначе появляется педагогическая составляющая в деятельности. Уже «руководители низового звена проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими младшими начальниками и совсем мало со своим начальством» (Мескон М. и др. «Основы менеджмента». – М., 1993). Тот, кто хочет работать над собой и развиваться, кто хочет добиться успеха и признания, кто хочет изменяться – должен уметь влиять на себя. Чаще всеговоздействиена человека осуществляется извне. Но важно найти в себе желание и силы запускать процессы самовоздействия. Чем выше человек хочет подняться в своем развитии, тем больших усилий это ему будет стоить. РАЗДЕЛ 1 Предмет психологии и педагогики «Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других». Эрих Фромм [1] В центре внимания психологии и педагогики – человек, его развитие, поведение, общение, деятельность, переживания. Для психолога, равно как и для каждого из нас, важен тот факт, что человека можно понять и проникнуть в его внутренний мир. Наблюдая поведение в той или иной ситуации, используя психологические тесты и опросники, изучая характер ассоциаций и снов, применяя различные психотехники можно прийти к все более глубокому его постижению. Если просто внимательно и осознанно слушать своего собеседника, то можно получить определенное представление о его внутреннем мире. Своим происхождением слово «психология» обязано древнегреческому мифу о Психее. Амур получил в жены царскую дочь Психею. Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает. Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний… Этот миф являлся образцом истинной любви и смысла жизни. Для греков Психея стала символом души, ищущей свой идеал. «Psyche» в переводе с греческого означает душа, «logos» – наука, учение. В названиях книг слово «психология» впервые появилось в XVIII веке у немецкого психолога Христиана Вольфа [2] («Рациональная психология», «Эмпирическая психология», 1732 – 1734 гг.). Исторически психология тесно связана с философией, историей, культурологией, социологией, педагогикой. Эти науки объединяет интерес к человеку как частице мирового пространства, со всей ее природной уникальностью и одновременно многообразием. Психологию и философию на протяжении веков волновали моральные ценности людей, их мировоззрение и политические пристрастия, проблемы счастья и одиночества, поиск и утрата смысла жизни. От библейских заповедей до современных деклараций о правах человека философы и психологи пытались и пытаются дать ответы на трудноразрешимые вопросы бытия человека. Психологию и историю интересуют люди, живущие в определенную эпоху, их особенности, системы воспитания и развития детей, характер взаимодействия и общения между членами различных сообществ в отдельные исторические периоды. Так, американский ученый Д. Макклеланд обнаружил, что сила мотива достижения успеха у людей определенной страны коррелирует с социально-экономическими успехами, достигнутыми страной в данный период, а сама мотивация, в свою очередь, зависит от сложившейся в этой стране социальной системы воспитания детей. Во второй половине XX века оформилась психоистория, изучающая психологические факторы цивилизаций и эпох. На рубеже XIX и XX вв. возникла педология – направление, которое пыталось объединить в рамках одной дисциплины психологическое, педагогическое, анатомо-физиологическое, биологическое, социологическое знания. Основная идея, которая провозглашалась педологами – каждый человек уникален и только целостный подход к ребенку поможет решению его проблем. В России педология получила широкое распространение еще в дооктябрьский период, имелись учебные центры и научные лаборатории, в которых был собран большой эмпирический материал. Труды отечественных специалистов были признаны во всем мире и вошли в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Но в 1936 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) («О педологических извращениях в системе наркомпросов») и педология перестает существовать как направление. На долгие годы из психолого-педагогической практики было исключено тестирование, а предубеждение против него сохранилось до сих пор: многие видят в нем только средство селекции и поэтому особо опасаются массовых обследований, не понимая, что без него профилактика и предупреждение проблем в развитии и обучении детей практически невозможно[3]. В наши дни возрождается комплексный подход к изучению ребенка. В последние годы начал издаваться журнал «Педология». Психология и социология рассматривают проблемы взаимодействия личности с различными социальными группами. Изучается межгрупповое общение, проблемы психологической совместимости, проблема авторитета и т. п. Поведение с точки зрения психологии и социологии рассматривается как результат взаимодействия человека и других людей. Сегодня психология проникает во все сферы практической деятельности человека. Возникают специальные области знания: экономическая психология, юридическая психология (юридические профессиограммы, психологические механизмы преступного поведения, проблемы исправления правонарушителей и др.), дифференциальная психология (психология различий между индивидами, группами), генетическая психология (наследственные механизмы психики и поведения), педагогическая психология и многие другие. Классические исследования (эксперименты) в истории психологии Наиболее интересный и короткий путь к получению общего представления о развитии психологической науки – ознакомление с характером эмпирических (экспериментальных) исследований. Психолого-педагогическое знание в своем историческом масштабе охватывает период от античности до наших дней. Представим себе путь развития науки на основе обзора проблем, которые ставили исследователи, и способов их решения. Этот обзор дан в виде таблицы, что обеспечивает быстрое получение общего представления и возможность ускоренного повторения и запоминания. В таблицу включены 18 исследований, которые интересны как с психологической, так и с педагогической точек зрения. Их суть выражена ключевыми словами. В колонке «примечание» дана дополнительная информация об ученом или его вкладе в другие области знаний. Подробное описание этих экспериментов дано в «толстых» учебниках по психологии, например, в двухтомном руководстве для студентов и преподавателей Ж. Годфруа «Что такое психология» или учебнике Д. Шульц и С. Шульц «История современной психологии».
Исследование и оценка личности Исследование личности – это средство сбора информации, фактов, которые могут пролить свет на сложные вопросы, касающиеся поведения того или иного человека. Все стратегии исследования предполагают тщательное наблюдение, которое является фундаментальной характеристикой в любой дисциплине. Иногда исследование начинается с несистематизированного наблюдения. Например, мы можем случайно обратить внимание на то, как два студента по разным причинам упрекают педагога за низкую оценку их контрольной работы. Мы можем также заметить, что у каждого из них низкая самооценка и они реагируют на свои неудачные работы подавленным состоянием. Можем ли мы считать, что недостаточно высокая самооценка связана или является причиной тенденции обвинять других в своих неудачах (то, что психологи называют экстрапунитивностью) или что неудача сопровождается подавленным настроением? Личные наблюдения часто прокладывают путь к более тонкому изучению людей, но они часто одномоментны и не обязательно требуют дальнейших исследований. Современной стратегией изучения личности является экспериментальный метод. В этом случае исследовательактивно вмешивается в ситуацию и фиксирует свои наблюдения. Эксперимент в своей самой простой форме требует, чтобы проводилось сравнение по крайней мере между двумя группами испытуемых. Те, кто подвергаются некоторым специальным воздействиям, называются экспериментальной группой. Другие, не получающие специального воздействия, образуют контрольную группу. Затем проводится сравнение результатов этих групп. Главная особенность лабораторных экспериментов – возможность создавать и изменять факторы, воздействие которых на испытуемых можно оценивать. Эти факторы находятся под прямым контролем экспериментатора и называются независимыми переменными. Изменения, вызванные влиянием независимой переменной, т. е. любые аспекты поведения испытуемого, называются зависимой переменной. В лаборатории можно устранить все, что отвлекает испытуемых от выполнения задания, упростить сложные ситуации реальной жизни. Лабораторный метод имеет свои ограничения. Некоторые проблемы таким методом изучать неэтично. Например, нельзя для изучения влияния на самооценку длительного одиночества поместить группу детей в такие экспериментальные условия, в которых они не имели бы возможности общаться со взрослыми. Лабораторные условия являются искусственными и не любое поведение можно рассматривать вне контекста реальных жизненных обстоятельств. Кроме того, как только люди узнают, что за ними наблюдают в условиях эксперимента, их поведение может измениться. В полевых экспериментах лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Исследователь создает ситуацию и смотрит как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за поведением пешеходов в эксперименте Милгрэма. Окно его лаборатории выходило на улицу в Нью-Йорке. Один участник эксперимента начинал смотреть на окно седьмого этажа. Когда был только один участник, то останавливалось 45% пешеходов и смотрели вверх; при увеличении числа участников возрастал размер толпы. Когда число участников равнялось 15, то останавливалось уже 85% пешеходов. Естественные эксперименты исследуют реальные жизненные ситуации и, строго говоря, не являются «настоящим», т. к. независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора. Эти эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях. При естественном наблюдении осуществляется более методичная и строгая регистрация особенностей поведения, чем при несистематизированном наблюдении. Модели игр и дружеских отношений у детей, антисоциальное поведение подростков, «пищевые» привычки тучных людей и имеющих нормальный вес, стили руководства у преуспевающих менеджеров в бизнесе были изучены путем естественного наблюдения. Такое наблюдение не объясняет поведения, но является богатым источником информации о том, как ведут себя люди в привычном окружении. Одним из вариантов естественного эксперимента является экспериментальное обучение, при котором изучение ведется в процессе формирования психических процессов и свойств личности. Измерение индивидуальных различий между людьми осуществляется также при помощи различных тестовых процедур. Тест – это, как правило, кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных качеств человека. Анны Анастази [5] подчеркивает: «Главная цель тестирования не в том, чтобы выявить границы возможностей индивида, а в том, чтобы помочь ему успешно развиваться … Важной целью современного тестирования является содействие самопознанию и развитию личности». В США тесты используются для широкого круга практических задач. Основной потребитель – школы. Они помогают осуществлять распределение детей по способностям. Сравнивать различные виды программ, типы школьного обучения. Важную функцию выполняют тесты при оценке причин академической неуспеваемости школьников. Они выявляют интеллектуально отсталых детей и одаренных. Не менее значима роль тестовых процедур при отборе и распределении персонала на предприятиях, при отборе кандидатов на военную службу. Велика их роль и в консультировании по проблемам межличностного общения и нарушения эмоционального состояния. Психологические тесты позволяют успешно решать следующие задачи: – следить за психическим развитием детей; – давать гораздо более точную и объективную картину состояния дел в образовательной и профессиональной школе; – сравнивать различные методики преподавания; – консультировать молодежь по проблемам профессиональной ориентации; – диагностировать нарушения развития индивида. Виды тестов
До того как тот или иной способ тестирования получит право считаться научно приемлемым методом измерения индивидуальных различий, он должен удовлетворять двум важнейшим критериям: надежности и валидности. Надежность теста – это согласованность показателей, полученных у одних и тех же испытуемых при повторном тестировании тем же тестом или эквивалентной его формой. Надежность является характеристикой постоянства теста, а это значит, что при повторном тестировании результаты у испытуемых должны быть сходны с первоначальными данными. Не менее важным является вопрос о валидности теста. Этот критерий позволяет выявить степень, с которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, а также предсказывает ли он именно то, что предполагалось предсказывать с его помощью. Важно заметить, что любая стратегия исследования, используемая при изучении личности, имеет определенные преимущества и недостатки. Более того, ни один метод не является идеальным для решения всех вопросов, касающихся индивидуальных особенностей личности. Психология личности «На протяжении десятилетий в нашей стране всячески принижали личность, препятствовали ее инициативе, нестандартности, самореализации! Нам твердили, что Я – последняя буква в алфавите, поэтому сейчас непросто привыкнуть к тому, что человеческой личности, т. е. этому самому Я посвящено множество научных теорий и исследований, а психология личности является одной из бурно развивающихся областей мировой науки... Психология личности пока не достигла стадии, на которой научное сообщество приходит к согласию по поводу основных идей, принципов и фактов... В большинстве российских или советских учебников психологии основа раздела, посвященного личности, – это монологическая сводка якобы общепризнанных утверждений, а по сути – просто набор определений и схоластических рассуждений. В результате наука о личности предстает перед читателем как собрание священных истин, объяснительный и предсказательный потенциал которых предельно ограничен. Неясно и то, каким способом эти истины получены, скрытым остается то обстоятельство, что наука сделана, делается и переделывается не кем иным, как самими людьми, а потому несовершенна и открыта изменениям. Именно непомерные претензии авторитарно-бюрократически организованной науки, сопровождающиеся к тому же незнанием и игнорированием достижений науки мировой, ответственны в первую очередь за скептическое отношение общества к возможностям ученых, да и за нежелание финансировать научные исследования». (Предисловие научного редактора и переводчика к русскому изданию одного из лучших в мире учебников по психологии личности, изданного в США в 1997 г.: Первин Л., Джон О. «Психология личности: Теория и исследования». – М.: Аспект Пресс, 2000.) Из всех проблем, с которыми сталкивается человечество, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. Среди шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Когда мы в обиходе употребляем слово «личность», то связываем это понятие большей частью с особо уважаемыми, авторитетными, известными, в какой-то степени выдающимися людьми, которые «чего-то добились в жизни», «сумели пробиться» благодаря своим качествам. Понятие «личность» нейтрально, оно не несет в себе никакой оценки, т. е. личность вообще – это не обязательно личность сильная, «пробивная» и т. п. Личность с точки зрения психологии – это скорее единственное в своем роде сочетание черт характера. Дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий, называется персонологией. Термин «личность» (personality) происходит от латинского слова «persona», обозначавшего маску, которую надевал актер в античной драме. Люди склонны отождествлять личность с обаянием, популярностью или публичным имиджем. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Американский психолог Г. Олпорт впервые описал и классифицировал более 50 различных определений личности. В результате многократных корректировок появилось определение, которое широко представлено в современной литературе: «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Как ни странно, в американской психологии до исследований Олпорта (1937 г.) проблемы теории личности вообще не считались предметом психологии. Рассмотрим каждую категорию в данном определении отдельно. «Динамическая организация» предполагает, что поведение человека постоянно изменяется в процессе роста и прохождения различных жизненных стадий. Ссылка на «психофизические системы» напоминает, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Слово «характерное» отражает первостепенную значимость, которую Олпорт придает уникальности любого человека. И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Главной целью исследования личности является выявление особенностей отдельных людей и групп. Эти особенности заключаются в основных признаках, с помощью которых можно было бы наиболее полно описать индивидуальность каждого человека. Современная психология личности, в сущности, продолжает идти путем, начертанным еще античными мыслителями. Еще у самых истоков научного анализа личности подчеркивалась неповторимость каждого человека. Одновременно предпринимались попытки назвать или определить ту силу, которая связывает все факторы личности в единое целое. Уже у Аристотеля (384 – 322 гг. до Р. Х.) мы находим понятие души, которую он подразделяет на три уровня – жизненная душа, животная душа и душа-дух. Эту концепцию можно рассматривать в качестве предтечи теории Зигмунда Фрейда о структуре личности, где он также говорит о трех уровнях. Таким образом, описывая ту или иную личность, называя ее характерные черты или свойства, мы получаем картину или структуру личности. Согласно концепции К. К. Платонова, множество свойств личности условно можно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возраст, пол и тип нервной системы. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные проявления памяти, мышления, восприятия, ощущений, внимания, которые зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития и совершенствования этих качеств. В процессе обучения формируется подструктура, которая отражает индивидуальный социальный опыт человека. В нее входят знания, умения, навыки и привычки отдельного человека. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая убеждения, мировоззрение, интересы, стремления, идеалы и желания человека. Эта подструктура формируется под влиянием воспитания в обществе, а значит, в той или иной степени отражает систему взглядов и идеологию, которые в нем приняты. Кроме того, Платонов выделяет характер и способности как две специфические подструктуры. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Мотивы – это побуждающие переживания. Вопрос о мотивации – один из наиболее важных во всей персонологии. Этот термин применяют для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы, все то, что побуждает и направляет деятельность человека. Мотивы могут находиться в различных отношениях между собой и различными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Далеко не всегда реальные мотивы осознаются актуально, т. е. при подготовке и выполнении действий. Нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. Существуют различные подходы к мотивации и психической регуляции поведения: психоаналитические, бихевиористские, когнитивные и др. Рассмотрим широко известную теорию мотивации А. Маслоу[7], который является представителем гуманистического направления в психологии.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |