Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и деятельность




Основной закон развития сознания и психики человека заключается в том, что человек развивается в деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Деятельность- активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая.

Деятельность всегда связана с некоторой потребностью. Деятельность возникает, когда невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и / или предметного сопротивления. Деятельность характеризуется осознанностью, хотя отдельные действия могут осуществляться автоматически.

Основными элементами деятельности выступают отдельные действия, т.е. деятельность существует как действие или как цепь действий. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями. Операции определяются условиями осуществления действий.

Деятельность является одним из проявлений поведения. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные обладают поведением, но не деятельностью, которая им недоступна. Не любое поведение человека можно назвать деятельностью. Хотя любая деятельность - это определенное поведение. Критерий для различения -степень прилагаемых сознательных усилий.

1.4. Проблема биологического и социального
в природе человека.

В структуре личности очень условно можно выделить биологически обусловленные и социально обусловленные особенности. Человек - это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих). С другой стороны, человек - существо общественное, т.к. общественные отношения изменили его телесную организацию и сам характер существования.

Изучение биологических свойств человека в психологии связано с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом. Действительно, связь биологического и психического, социального и психического существует. Но ее необходимо не просто констатировать, а изучать. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание.

Среди психологов продолжаются дебаты по вопросу о том, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой -научением. Младенец сначала садится, затем встает и, наконец, идет -здесь первостепенное значение имеют процессы созревания. Но развертыванию такого процесса могут помешать лекарства, плохое питание, утомление, болезнь, запреты или эмоциональное напряжение. Некоторые навыки, такие как исполнительские навыки музыканта или двигательные - спортсмена, поддерживаются и совершенствуются только благодаря приобретению опыта и непрестанным упражнениям. В отличие, скажем, от собак, дети обладают врожденной способностью говорить, но, чтобы пользоваться ею, они должны выучить язык. Младенцы непроизвольно выражают такие эмоции, как гнев или страдание, но они должны будут выучиться управлять своими чувствами в соответствии с нормами, принятыми в их культуре.

Совокупность биологически обусловленных свойств выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков (задатки - биологическая основа способностей). В основе темперамента лежат основные свойства нервной системы, которые характеризуют динамику протекания двух основных процессов - возбуждения и торможения.

Природные особенности человека - это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений.

В формировании направленности и характера роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика. Поэтому вопрос о соотношении биологического и социального в личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.