Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика психологических методов




ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего

признания и уважения, как знание о природе и обществе?

2. Какова специфика психологии как науки?

3. Возможно ли развитие психики вне деятельности'

4. Почему важно правильно понимать соотношение биологического и
социального в личности?

5. Какие факторы лежат в основе классификации отраслей психологии?

6. К чем, на ваш взгляд, заключается практическая значимость изучения основ

психологии?

7.В чем отличие знаний житейской психологии от понятий научной психологии? Почему квалифицированному специалисту необходима научная психология человека?

Психология, как и любая другая наука, имеет в своей основе определенную методологию.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат.

Выделяют три уровня методологии.

- Закон (общая методология). На этом уровне действуют законы, которые формулирует философия.

- Принцип (частная методология). На этом уровне действуют различные принципы, применяемые в данной области научного знания. Для психологии такими принципами выступают: принцип
развития, принцип системного подхода, принцип личностного подхода (или принцип субъектности), принцип детерминизма, принцип активности и др.

- Метод (методология как совокупность конкретных методических приемов). На этом уровне осуществляется сбор и использование психологической информации.

Метод- это путь исследования или способ познания какой-либо реальности (в нашем случае - психологической реальности).

В психологии весь набор методов можно разделить на три большие группы.

Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

Методы обработки данных (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анапиз, факторный анализ и др.)).

Методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.).

2.2. Методы сбора информации.

* Основными методами получения психологической информации являются наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

V Наблюдение - это последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений в определенных обстоятельствах. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Процедура наблюдения складывается из следующих этапов.

1. Определение цели (для чего наблюдать?).

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3 Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5 Обработка и интерпретация полученной информации (каков
результат?).

Наблюдение входит составной частью практически во все остальные психологические методы.

Опрос - это метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования.

Опрос чаще всего выступает в виде двух вариантов: анкетирование и интервьюирование. Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В коммерческой деятельности анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет.

Интервью - вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. Интервью, как устный опрос, позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, и требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Главным методом психологического исследования является эксперимент- способ получения информации об изменении поведения человека или группы в результате воздействия на них контролируемых факторов. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Естественный эксперимент ставит сама жизнь, а ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

Общие правила проведения лабораторного эксперимента:

- введение экспериментатором независимых переменных и
контроль за воздействием на испытуемых (контроль за
изменением зависимых переменных);

- выделение контрольной и экспериментальной групп для
сравнения эффекта воздействия на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

Метод тестов - это стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления определенных психологических качеств человека. Особое значение имеют тесты в практике профессионального отбора на вакантные рабочие места, а также при проведении аттестации персонала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.