Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компьютерный информационный система математический




Microsoft Outlook - программа для хранения информации управления ею и обмена. Позволяет получать и отправлять электронные общения.

Классификация (виды) информационных систем управления

 

Методологическую основу проектирования информационных систем составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элемен­тов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов во времени, которое происходит в результате взаимодействия объектов в различных процес­сах и с внешней средой. В связи с этим для системы необходимо со­блюдение следующих принципов:

 

· целостности системы (эмерджентности – внутренней динамично­сти) на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;

· гомеостазиса (homeostasis) – способности системы сохранять равно­весие, т. е. обеспечивать устойчивое функционирование,
благо­даря саморегулируемому приспособлению к окружающей среде;

· адаптивности – способности системы адаптироваться к меняю­щимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов, посредством воздействия на ее эле­менты;

· обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.

Процесс управления предприятием с позиции кибернетики представ­ляет собой информационный процесс, который связывает внешнюю среду, объект управления и систему управления (рис. 5.2). Внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии. Система управления анализирует информацию и вырабаты­вает управляющее воздействие на объект управления, в случае необхо­димости модифицируя цель и структуру всей системы.

     

Информационная система управления представляет собой совокуп­ность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, об­работки и выдачи информации, предназначенной для выполнения функций управления. Информационная система накапливает и перера­батывает поступающую нормативную, плановую и учетную информа­цию в аналитическую информацию, которая служит основой для прогно­зирования развития системы управления, корректировки целей и плани­рования нового цикла воспроизводства. К обработке информации в ин­формационной системе предъявляются следующие требования:

· полнота и достаточность информации;

· своевременность представления информации;

· достоверность информации;

· экономичность обработки информации;

· адаптивность к изменяющимся информационным потребностям поль­зователей.

Классификация информационных систем управления способствует выявлению наиболее характерных черт, присущих информационным системам. Классификация проводится по определенным признакам.

1. По характеру представления и логической организации хранимой информации:

– фактографические информационные системы;

– документальные информационные системы;

– геоинформационные информационные системы.

Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов), которые отражают сведения по какому-либо факту, событию и пр., отделенному от других сведений. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характе­ристики сведений для объектов данной предметной области. При ком­плектовании информационной базы обязательно используется структу­ризация, которая осуществляется через определение экземпляров ин­формационных объектов определенного типа, информация о которых имеется в документе, и заполнение их реквизитов.

В документальных информационных системах единичным элементом информации является документ и информация на вводе (входной доку­мент). При создании информационной базы процесс структуризации не производится или производится в ограниченном виде.

В геоинформационных системах данные организованы в виде от­дельных информационных объектов, привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Такие системы применя­ются для информационного обеспечения предметных областей, струк­тур информационных объектов и процессов, в которых имеется простран­ственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммуналь­ное хозяйство и пр.).

2. По выполняемым функциям и решаемым задачам:

· справочные информационные системы, которые предоставляют поль­зователям получать определенные классы объектов (телефоны, адреса, литературу и пр.) – электронные справочники, картотеки, про­граммные или аппаратные электронные записные книжки и т. д.;

· информационно-поисковые информационные системы, которые дают пользователям возможность поиска и получения сведений по раз­личным поисковым образам на неком информационном пространстве;

· расчетные информационные системы, которые производят обра­ботку информации по определенным расчетным алгоритмам, например вычисление определенных статистических характеристик;

· технологические информационные системы, функции таких систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или от­дельных его компонент производственной или организационной струк­туры, например, автоматизированные системы управления, системы ав­томатизации документооборота и пр.

3. По масштабу и интеграции компонент:

· локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – про­граммно-технический комплекс, предназначен для реализации управ­ленческих функций на отдельном рабочем месте; информационно и функционально не связан с другими информационными системами;

· комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реали­зующих в полном объеме функции управления;

· компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечи­вающая интеграцию функций управления в масштабе предпри­ятия или группы бизнес-единиц;

· корпоративная информационная система (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

4. По характеру обработки информации на различных уровнях управ­ления предприятием:

· системы обработки данных (EDP – Electronic data processing);

· информационные системы управления (MIS – Management Infor­mation System);

· системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support Sys­tem).

Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных доку­ментов для внешней среды (отчетов, накладных, платежных поручений). Оперативное управление хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку собы­тий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и регистрацию материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д. Эти задачи имеют итеративный регулярный ха­рактер, выполняются непосредственно исполнителями хозяйственных процессов и связаны с оформлением и пересылкой документов в соот­ветствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу дан­ных. Формы входных и выходных документов, схемы документооборота жестко регламентированы.

К системам оперативной обработки данных относятся информацион­ные системы учета и регистрации первичной информации (бухгалтер­ские, складские, системы учета готовой продукции и т. д.), в которых вы­полняется сбор и регистрация больших объемов первичной информа­ции, и используются простые алгоритмы расчетов и запросов к базе данных, структура которой стабильна в течение длительного времени. В таких системах большое значение имеет защита баз данных от не­санк­ционированного доступа, аппаратных и программных сбоев в ра­боте. Для повышения эффективности функциони­рования используются ком­пьютерные сети с архитектурой «клиент-сер­вер».

Информационные системы управления ориентированы на тактиче­ский уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и орга­низацию работ в течение нескольких месяцев (недель), например, ана­лиз и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Решение подобных задач предназначено для руководителей верхнего звена различных служб (отдел снабжения и сбыта, плановый отдел и пр.). Для данного класса задач характерны периодическая по­вторяемость формирования результатных документов и четко опреде­ленный алгоритм решения. Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

Системы поддержки принятия решений используются на верхнем уровне управления и предназначены для решения задач по формирова­нию стратегических целей, задач планирования, задач привлечения ре­сурсов и источников финансирования и пр. Задачи ориентированы на реали­зацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической об­работки информации и имеют, как правило, нерегулярный характер. Анализ информации имеет определенную целевую ориен­тацию, напри­мер финансовый анализ предприятия. Для задач высшего менеджмента свойственно: недостаточность информации, ее противоречивость и не­четкость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, сла­бая формализованность алгоритма решения.

5. По признаку структурированности задач:

· структурированные (формализуемые) задачи, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними;

· неструктурированные (неформализуемые) задачи – задачи, в кото­рых невозможно выделить элементы и установить между ними связи;

· частично структурированные задачи.

При создании информационных систем возникают проблемы, свя­занные с формальным математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации зависит эффективность ра­боты системы и уровень автоматизации, определяемый степенью уча­стия человека при принятии решения на основе получаемой информа­ции. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможно­сти компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия че­ловека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматиза­ции задачи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной сис­темы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эв­ристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвен­ной информации из разных источников.

Задачи, в которых известна часть элементов и связей между ними, называются частично структурированными. Информация, получаемая в информационной системе, анализируется че­ловеком, который играет определяющую роль в принятии решения. Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подраз­деляются на два вида:

· информационные системы, создающие управленческие отчеты и ори­ентированные главным образом на обработку данных (поиск, сорти­ровку, агрегирование, фильтрацию);

· информационные системы, разрабатывающие альтернативы реше­ний (модельные или экспертные).

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т. е. предос­тавляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

· определенные комбинации данных, получаемых из различных источ­ников;

· быстрое добавление или исключение того или иного источника дан­ных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

· управление данными с использованием возможностей систем управ­ления базами данных;

· логическую зависимость данных одного типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

· автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, ис­поль­зование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее ис­следования. Основные функции модельной информационной сис­темы:

· возможность работы в среде типовых математических моделей,

· достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов;

· оперативная подготовка и корректировка входных параметров и огра­ничений модели;

· возможность графического отображения динамики модели;

· возможность объяснения пользователю необходимых шагов форми­рования и работы модели.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем и связанны с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях. Работа первого уровня экспертной под­держки исходит из концепции типовых управленческих решений, в соот­ветствии с которой часто возникающие в процессе управления про­блемные ситуации можно свести к некоторому типовому набору альтер­натив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив. Если возникшая проблемная ситуация не согласуется с имеющимися клас­сами типовых альтернатив, в работу вступает второй уровень, который генерирует альтернативы на базе имеющихся данных, правил преобра­зования и процедур оценки альтернатив.

6. По функциональному признаку, который определяет назначение подсистемы, ее основные цели, задачи и функции:

· производственные системы, связанные с выпуском продукции и на­правленные на создание и внедрение в производство научно-техниче­ских новшеств;

· системы маркетинга, направленные на анализ рынка производите­лей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж, организа­цию рекламной кампании по продвижению продукции и рациональную организацию материально-технического снабжения;

· финансовые и учетные системы, направленные на организацию кон­троля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, ста­тистической и оперативной информации;

· системы кадров по подбору и расстановке специалистов и ведению служебной документации по различным аспектам предназначены для реализации функций оперативного планирования и учета личного
со­става;

· системы управления вспомогательным производством предназна­чены для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетиче­ским обеспечением.

Основные виды информационных технологий в управлении представлены на рис. 9.3.

 

 

Рис. 9.3. Виды информационных технологий, применяемых в управлении организацией

 

Информационные технологии обработки данных применяются для решения хорошо структурированных задач на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

Информационные технологии управления используются для информационного обслуживания всех работников организации, связанных с принятием управленческих решений.

Информационные технологии автоматизированного офиса дополняют существующую систему связи персонала предприятия средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Информационные технологии поддержки принятия решений предназначены для выработки управленческих решений, позволяют автоматизировать процесс принятия решений и выбор альтернативы.

Информационные технологии экспертных систем дают возможность менеджерам получать консультации по проблемам, о которых в этих системах накоплена информация.

Для выработки эффективных управляющих воздействий в организациях требуется создание соответствующих алгоритмов управления и переработка значительных объёмов разнообразной информации.
Для того чтобы снизить или полностью исключить степень участия человека в осуществлении той или иной функции управления, требуется создание автоматизированной системы управления.

Автоматизированная система управления – это комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, предназначенный для получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах деятельности организации. Она состоит из нескольких составляющих:

 аппарата управления;

 технико-экономической информации;

 методов и средств обработки этой информации.

При едином использовании вышеуказанных элементов в информационном процессе образуется автоматизированная информационная технология управления.

Структура этой технологии состоит из следующих процедур:

1) сбора и регистрации данных (происходит при выполнении различных хозяйственных и управленческих операций);

2) передачи информации (осуществляется различными способами с помощью средств коммуникаций);

3) машинного кодирования (формирование информации в электронном виде путем ввода первичной информации и её обработки);

4) обработки информации (производится с помощью различных программных средств, в итоге формируются результатные сводки, которые отображаются на экране или бумаге);

5) хранения и накопления информации (осуществляется в информационных базах (банках данных) на машинных носителях в виде информационных массивов);

6) поиска информации (т. е. выбор нужных данных; выполняется автоматически с помощью программных средств на основе запроса, составленного пользователем);

7) принятия решения (осуществляется специалистом на основе тщательного анализа результатной информации).

Обязательными элементами обеспечения автоматизированной информационной технологии управления являются:

информационное обеспечение (совокупность проектных решений по объёмам, размещению, формам организации информации);

техническое обеспечение (включает комплекс используемых технических средств, методические и руководящие материалы, техническую документацию и обслуживающий персонал);

программное обеспечение (включает общесистемные и специальные программы, инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и обслуживающий персонал);

математическое обеспечение (совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач);

лингвистическое обеспечение (совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала со средствами вычислительной техники);

организационное обеспечение (комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала автоматизированной информационной технологии управления в условиях функционирования автоматизированной системы управления);

правовое обеспечение (совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при её создании);

эргономическое обеспечение (совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования автоматизированных информационных технологий для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности персонала в ней и её быстрейшего освоения).

Автоматизированная информационная технология и автоматизированная система управления позволяют реализовать решение функциональных задач управления, составляющих функциональную часть деятельности организации как системы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются с учётом цели функционирования организации.

Таким образом, применение информационных технологий значительно повышает эффективность систем управления. В настоящее время наблюдается увеличение производительности компьютерной техники, развитие средств связи и телекоммуникационных сетей, совершенствуется комплексная система автоматизированного управления организацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.