КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения
Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения характеризуется тремя признаками, он определяет: 1) цель обучения; 2) способ усвоения; 3) характер взаимодействия субъектов обучения. Методы обучения – конкретно-исторические формы получения знаний, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции» в области методов обучения в зависимости от преобладающего средства обучения (1972 г.): 1) первая состояла в том, что учителя-родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; 2) вторая связана с заменой устного слова письменным; 3) третья ввела в обучение печатное слово; 4) четвертая, происходящая в настоящее время, предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения. Усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: 1) осознанного восприятия и запоминания; 2) применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; 3) творческого применения. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Методы обучения в практике многих учителей обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности главным образом на первых двух уровнях. Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения. С понятием «метод» связаны еще два понятия: «средство» и «прием». Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т. е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. Это слово учителя, учебники, пособия, книги, справочная литература, учебные лаборатории, технические средства обучения и т. д. Прием – это деталь метода. Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана – это прием активизации внимания, способствующий систематичности восприятия. Классификации методов обучения различны. В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить: 1) активные методы – ученик работает самостоятельно (лабораторный метод, работа с книгой); 2) пассивные методы – ученики слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия). Деление методов, связанных с живым словом учителя, по источнику передачи и приобретения знаний включает: 1) словесные методы – работу с книгой, эксперименты, упражнения; 2) практические методы – практические работы, письменные ответы. По степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся выделяются: 1) объяснительно-иллюстративный метод – ученик усваивает готовые знания, сообщенные ему в самой различной форме; 2) эвристический метод – метод частично-самостоятельных открытий, совершаемых при направляющей роли учителя; 3) исследовательский метод – экспериментальная работа. Классификация Ю. К. Бабанского: 1) организация и осуществление познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля.
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения
Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина. Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом: 1) на эвристические; 2) на исследовательские; 3) на объяснительно-иллюстративные; 4) на проблемные; 5) на репродуктивные. При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью: 1) подведения учащихся к постановке задачи; 2) расчленения задачи на шаги; 3) привлечения учащихся к участию в эвристической беседе; 4) направления учащихся на овладение приемами поисковых действий. При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы: 1) постановка совместно с учащимися исследовательских задач; 2) организация исследовательской деятельности учащихся; 3) направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач. При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения: 1) объяснение; 2) сообщение; 3) рассказ. При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику: 1) вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации; 2) подготовить противоречие; 3) поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации; 4) определить пути решения проблемной ситуации. При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы: 1) опрос по ранее изученному материалу; 2) различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения; 3) многократное воспроизведение пройденного материала учащимися; 4) выполнение упражнений учащимися. По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов: 1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. К группе методов приобретения новых знаний относятся: 1) объяснительно-иллюстративный метод; 2) методы устного изложения; 3) работа с книгой; 4) беседа; 5) исследовательский метод; 6) проблемный метод; 7) эвристический метод. Группу методов формирования умений и навыков составляют: 1) упражнения; 2) практические работы; 3) лабораторные работы. К группе методов проверки и оценки знаний и умений относятся: 1) устный контроль; 2) письменный контроль; 3) тестовые задания; 4) самопроверка; 5) взаимопроверка; 6) зачет; 7) экзамен и т. д. Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации; 3) методы контроля и самоконтроля. Функции методов обучения подразделяются следующим образом: 1) обучающая; 2) развивающая; 3) мотивационная; 4) воспитательная.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |