Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IП. Работа в малых группах




П. Фронтальная работа.

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару

Основные вопросы темы

1. Понятия о развитии и формировании личности.

2. Основные факторы и движущие силы процесса развития и формирования личности.

3. Взаимосвязь развития, воспитания и обучения.

4. Роль деятельности, общения, личной активности в развитии и воспитании.

5. Учет закономерностей возрастного и индивидуального развития детей.

Что записать в педагогический словарь: личность, развитие личности, формирование личности, социализация личности, наследственность, среда, социальная среда, акселерация, человек, индивид, индивидуальное раз­витие личности, антропология, возрастные особенности развития, периодизация возрастного развития, педагогическая коррекция, самовоспитание.

 

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы Развитие личности как социокультурный процесс ”.

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

Задание 1. Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, развитие и формирование личности, социализация личности, развитие личности. Заполните схему.


Задание 2. Теперь проверьте себя, внимательно изучив следующую таблицу. Заполните ее.

Понятие Общее Различие
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.    
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среди, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.    

Проблемно-аналитический материал для учебной дискуссии «Личность. Социальные и биологические факторы развития личности»:

1. «В последнее время вошли в моду... изощренные биологические модели природы ребенка, которые оказывают значительное влияние на систему образования. Ребенок так же, как и взрослый человек, есть некое сочетание сложных механизмов. Это – юное подобие "голой обезьяны". Как и голуби, и крысы в опытах Скиннера, дети могут быть приучены реагировать на стимулы так, как того хочет экспериментатор. Акцент делается на пове­денческом аспекте, а не на интеллекте (в этой теории предполага­ется, что интеллекта у ребенка нет вообще, а обучение должно быть направлено на изменение поведения).

Другая концепция природы ребенка - понимание его как ком­пьютерной системы: сознание и мозг рассматриваются как ее взаимосвязанные части. Ребенок - биологический компьютер, очень сложный, но ждущий своей очереди, чтобы получить соот­ветствующую программу. А есть ли лучший путь программирова­ния, чем использование других компьютеров? Каждый ребенок занят только со своим компьютером, он сидит и нажимает кнопки и клавиши, связывается с Центральным компьютером». (Ричардсон Г. Образование для свободы / Пер. с англ. - М, 1997.-С 40.)

2. «Воспитание может все» (К.А. Гельвеций)

3. «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить приносить ее желуди». (В.Г. Белинский).

4. «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

5. «Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием» (Ж.-Ж. Руссо).

6. «Воспитатель никогда не добьется того, чтобы на дикой яблоне росли персики, но он может достигнуть того, что яблоки этого дерева будут сладки» (У. Гарвей).

7. «Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в эффективном образовании» (Канке, В.А. Миропонимание и этика ответственности. – Калуга: Издательский центр «Гриф», 2004. – С. 190).

8. «Н.Х. Вессель, рассматривая ребенка как «субъект» и «объект» педагогического воздействия, отмечал, что в первом случае большее значение имеет его наследственность, а во втором – воспитание. Причем сама среда выступает условием как раскрытия и совершенствования наследственных способностей, так и подавления нежелательных наклонностей с помощью продуманного воспитания» (Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике// Педагогика. - №3. – 2002. – С. 76.).

9. «… Чем богаче деятельностная основа существования индивида, тем более широкие потенциальные возможности открываются для формирования его как личности». (Мошкова Г.Ю. Биографический метод и творческая личность ученого// Вопросы психологии. – 1994. - №2. – С. 136).

10. «Самое действенное и плодотворное воспитание, - писал П.П. Блонский, - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности, действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри».

11. «Унаследованное свойство есть природа субъекта; а природу гони в дверь – она влетит в окно». (П.Ф. Каптерев).

12. «Если всякое культурное растение, если всякое домашнее животное нуждается в воспитании, то всем должно быть ясно, в какой мере нуждается в воспитании культурный человек» (В.М. Бехтерев).

13. «Главнейшая воспитательная сила школы – не в школьном здании, не в директоре и даже не в учителях, не в программах и планах, а в самих детях, их взаимоотношениях, в их взаимной влиянии» (П.Ф. Каптерев).

14. «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство, является наименьшим насилием, а воспитание – наибольшим» (Максимилиан Волошин).

15. «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает ее» (А. Толстой).

I. Индивидуальная работа студентов по темеРазвитие личности как социокультурный процесс


Задание 1. Как Вы понимаете приведенное в Российской педагогической энциклопедии высказывание А. Г. Асмолова и А. В. Петровского: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают"?

Задание 2. Прочитайте текст, выделите и обоснуйте его главную мысль.

«Борис Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:

- первое условие успешного развития – раннее начало;

- второе важное условие, насколько это возможно, - заранее окружить ребенка такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;

- третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;

- четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д.;

- обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку».

Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М., 2001. – С. 35 –37.

Задание 3. 6. Различные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу по примеру, данному в первой строке, сравните результаты, сделайте выводы.

В возрастной физиологии В медицине В педагогике Ведущий тип деятельности
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 недели) Младенчество (от рождения до 1 года) Эмоциональное общение со взрослыми
Грудной возраст (10 дней – 1 год) Грудной (младший ясельный) возраст (4 недели - 1 год)
Раннее детство (1 - 3 года) Предшкольный (старший ясельный) возраст (1 -3 года)
Первое детство (4 - 7 лет) Дошкольный возраст (3 - 7 лет)
Второе детство (8 12 лет) Младший школьный возраст (7 - 12 лет)
Подростковый возраст (13 - 15 лет) Подростковый возраст (13 - 15 лет)
Юношеский возраст (17 – 21 год) Старший школьный возраст (16 - 18 лет)
Выводы:  

Задание 4. Прочитайте фрагмент текста и ответьте письменно на вопросы после него.

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. Следует уточнить: мы стремимся управлять не личностью, а процессом ее развития. Следовательно, в работе воспитателя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия. Отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности выдвигают на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность». (Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. - № 2. – С. – 4.)

Находит ли данная позиция автора сегодня поддержку различных представителей педагогической теории и практики? Подтвердите конкретными примерами. Соответствует ли она основным принципам гуманистической педагогики? Раскройте с этих позиций соотношение воспитание и развитие личности, покажите их взаимосвязь.

Вопросы для самоконтроля

1. Докажите, что результатом развития человека является его становление как социального существа.

2. Что вы понимаете под развитием человека?

3. Назовите внутренние и внешние противоречия в развитии человека.

4. Назовите общую закономерность в развитии человека.

5. Что вы понимаете под социальной средой?

6. В чем заключается эффективность воспитания в развитии личности?

7. В чем заключается эффективность деятельности как фактора в развитии личности?

8. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

9. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.

10. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011.

2. Интеллект: динамические, структурные и индивидуальные факторы, влияющие на процесс обучения: Всероссийская научная конференция. Москва, 25 сентября 2008 г. – М.: Изд. СГУ, 2009.

3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый: Учебник для студ. вузов. – М.: Юрайт, 2011.

4. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М.: Дрофа, 2011.

5. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007.

6. Человек в современном образовательном пространстве: Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 30 сентября 2009 г. – М.: Изд. СГУ, 2009.

7. Фугелова, Т.А. Современные подходы к воспитанию и развитию мобильной личности / Т.А. Фугелова // Высшее образование сегодня.- 2010.- № 9.- С.79-82

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Тема 5: Воспитание личности в коллективе (практическое занятие)

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний о понятии «личность» сформировать и закрепить понятия «группа» и «коллектив», установить связь между ними, закрепить навыки изучения структуры группы, коллектива, их основных характеристик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.